Год 2014, согласно бытующему на рынке мнению, будет годом развитых стран. Следствием этого станет, в общем, начавшийся уже активный переток капиталов из развивающихся стран в развитые. Однако не стоит сбрасывать со счетов эту группу стран. Перспективы там весьма существенные, а смена правящей верхушки дает основание пересмотреть свои ожидания.
Итак, в центре внимания Индия.В мае в «крупнейшей демократии мира» состоялись парламентские выборы, по итогам которых новым премьер-министром страны стал Нарендра Моди, глава штата Гуджарат. В голосовании приняли участие порядка 814 млн человек.
Правящая фактически с 1947 года коалиция во главе с социал-демократической партией Индийский национальный конгресс (ИНК) потерпела поражение, уступив своему главному сопернику - религиозно-националистической Индийской народной партии - Бхаратия джаната парти (БДП). БДП, по итогам подсчётов, набрало 282 места из 543 (при простом большинстве 272), а ИНК — лишь 44. За всю свою историю Конгресс не набирал меньше 100 мест в нижней палате парламента, и это вполне можно назвать сокрушительным ударом по партии.
Новый премьер-министр Индии – фигура достаточно яркая. Ему удалось продемонстрировать значительные успехи в руководстве в течение 11 лет вверенным ему штатом Гуджарат и эти успехи отчасти стали залогом и его личного успеха.
По данным Мирового банка, в 2007 году темп роста ВВП составлял 9,8%, в 2008 году, когда разразился кризис и стране, как и многим другим, пришлось прибегнуть к стимулирующим мерам за счет увеличения дефицита бюджета, показатель вырос с 3,9% в 2008 году до 8,5% в 2009 году, до 10,3% в 2010 году, после чего стал замедляться. В 2011 году ВВП вырос до 6,6%, в 2012 – до 4,7%, в 2013 – ожидается лишь 4,8%. При этом дефицит бюджета в 2008 году резко вырос до 7,8% ВВП, затем стал потихоньку сокращаться и к текущему моменту составляет 4,5% ВВП. Госдолг неуклонно сокращается с 84% ВВП в 2005 году до 66,6% ВВП в 2013 году.
Значительное количество средств – до 9% ВВП, по подсчетам экономистов, - страна тратит на субсидии, в первую очередь, на энергию, продовольствие и удобрения, а вот говорить об эффективности их трат не приходится. Еще одна проблема – хронический дефицит платежного баланса – порядка 3% ВВП. При этом значительная доля индийского импорта — нефть, порядка 75% от всего потребления импортируется. Как известно, последние несколько лет цена на черное золото устойчиво высока, что бьет как раз по таким импортерам, как Индия. Слабые данные платежного и торгового баланса страны, наряду с другими проблемами, давят на рупию, курс которой к доллару в последние годы снижается.
Словом, новому премьер-министру предстоит решать широчайший круг задач, включая проблемы инфраструктуры, которые тормозят промпроизводство. Однако смена власти дает надежду на новые импульсы в развитии страны.
Стоит отметить, что фонд небезызвестного Марка Мобиуса Templeton Emerging Markets Group, который славится точностью прогнозов, с оптимизмом смотрит на индийский фондовый рынок. Опытный инвестор указывает на две основные проблемы экономики, с которыми придется справляться новой власти: бюрократия, создавшая неоправданно высокие барьеры для иностранных инвестиций, и образование, качество которого оставляет желать лучшего. Ведь Индия – одна из стран с самой высокой численностью населения – порядка 1,5 млрд человек. На текущий момент рынок предъявляет высокие требования к качеству человеческого капитала и для непрекращающейся гонки конкурентоспособности образование – далеко не последний фактор успеха. Промпроизводство в структуре ВВП Индии занимает лишь 17%, остальное – услуги. Развитие этого сектора тормозится, помимо всего прочего, низким качеством образования.
Оптимистичен в своих оценках и Джим О'Нил, бывший руководитель Goldman Sachs Asset Management, указывая на то, что ралли на индийском фондовом рынке еще далеко до завершения и что рост в этом году может составить 10-15%. Потенциал роста индийской экономики создатель аббревиатуры БРИК оценивает в 10% в год, в том числе за счет огромных человеческих ресурсов. Поток инвестиций в первую очередь оживит банковский сектор, страхование и с/х.
Пока неочевидны внешнеполитические планы Моди. Интересным аспектом является факт не вполне дружественного отношения с США. В 2005 году Моди отказали в получении американской визы, объяснив сей акт предполагаемым соучастием в религиозных бунтах в 2002 году, жертвами которых якобы пали более тысячи мусульман. При этом высшие судебные инстанции расследовали это дело и не обнаружили свидетельств причастности Моди к этим печальным событиям.
Не укрепляет индийско-американские отношения и память о дипломатическом скандале в декабре прошлого года, когда заместитель главы генконсульства Индии в Нью-Йорке Девияни Хобрагаде была арестована прямо на улице за то, что она якобы солгала властям США при оформлении визы относительно зарплаты своей горничной. Для Индии такое отношение к столь высокопоставленным лицам просто немыслимо.
Моди, в свою очередь, проигнорировал несколько важных встреч с официальными лицами из США. При это в США проживает порядка 3 млн индийцев, с чем также приходится считаться. Видимо, отношения между странами будут несколько прохладными.
И дело даже не во взаимных дипломатических обидах, а в том, что значительное количество попытки США пробиться на индийский рынок разбились о рифы бюрократии, нарушений прав на интеллектуальную собственность и прочие непредсказуемые барьеры. Ситуация пока не доходит до открытых конфликтов, поскольку выстраивание отношений не является приоритетом ни для одной из стран. По крайней мере, пока.
Тем временем, отношения с Россией у Индии весьма продуктивные. Еще 3 октября 2000 году при БДП между нашими странами была подписана историческая Декларация о стратегическом партнёрстве (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о принципах сотрудничества между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными правительствами штатов и союзных территорий Республики Индии). Нарендра Моди уже показал себя как прагматичный, ориентированный на конструктивное деловое сотрудничество политик. Россия и Индия сотрудничают в военно-технической и атомной сферах.
К слову, исторически отношения между странами были весьма дружественные. Индия была одной из немногих стран, которая в начале 90х продолжала исправно обслуживать перед Россией советские долги, что было для РФ в то непростое время значительной поддержкой.
Возможно, с приходом нового премьер-министра к власти и с возросшим интересом России к азиатскому региону, российско-индийские отношения получат так же новый виток. Недавний успех в Китае – заключение контракта на поставку газа в течение 30 лет – дает основание рассчитывать на дальнейший успех в сближении с регионом.
Свежие комментарии