На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • Martina Bratislava
    да ,у нас идёт страшная битва народа с молодой генерацией, которой запад уже успел вытереть мозги...🤦   Эту битву мо...ВС РФ уничтожили ...
  • александр холявка
    как-бы рад я был увидеть этого комиссара на скамье подсудимогоУдивительно, но е...
  • Валерий Денисов
    Воспоминания Троцкого подтверждают наличие заговора против Сталина.О "Заговоре Тухач...

Англичанка гадит...

Сейчас очень популярен мем «англичанка гадит». Интересно, что этот мем - чисто народный, а не спущенный в массы сверху. Кто изобрел крылатую присказку, науке неизвестно, некоторые приписывают афоризм Суворову, что сомнительно. Исследователи сходятся в том, что о вероломной Англии заговорили в России задолго до Крымской войны.

Впрочем, «коварной и предательской страной» ребят с Туманного Альбиона называли еще в Средние Века вовсе не русские (Отто Блазенский о Третьем крестовом походе, Саксон Грамматик), а в Россию это выражение вполне могли закинуть из Франции.

Но сегодня, когда книги даже о Второй мировой войне (как художественные, так и документальные) просто кишат примерами английских хитростей (а в 99% романов-альтернативок СССР сразу после Гитлера начинает громить Британию), возникает интерес: да, Англия «гадит» России. Это справедливо. А Россия в ответ, что, только в художественных романах может? Почему в Британии на любого, кто попытается ввести «мем» - «Россия гадит», посмотрят как на придурка?

В Англии нет выражения «Россия гадит». Но его с успехом заменяет «Русская угроза». Чтоб понять, почему всё так печально сложилось, нужно попытаться взглянуть на Россию и её политику глазами англичанина. Это довольно сложно: придется забыть, всё, чему учили, и строить рассказ исключительно на зарубежных источниках. Попробуем?

Экзотическая колония Её Величества?

Итак, мы – Гордая Англия. (Вот хотел написать «маленькая», но к моменту открытия России, Англия давно не считала себя «маленькой» - больше неё были только Франция и сверхдержава Испания, с которой вскоре удалось справиться). У нас чумовые короли, но мы их любим: ведь, если короли начнут творить что-то не то, лорды или парламент примут меры.

На престоле – юный монарх Эдуард. Если он, взрослея, не начнет рубить головы женам и основывать ещё одну религию под себя лично, то нас ждет светлое феодальное будущее! Только чертовски обидно: у Испании есть одна «Индия», у португальцев – ещё одна, да еще загадочная «Джапан» где-то рядом с Китаем. Нам ничего не оставили! Но юный монарх под мудрым руководством Дадли решает поискать свой путь в Индию на севере! Там есть некая Тартария или Руссия, где водятся слоны и жирафы, она не может быть далеко от сказочно богатого Китая!

Не стоит смеяться: если французы уже хорошо знали Польшу (следовательно, чуть-чуть и Россию), то у англичан представления о «Московии» были именно такими – на знаменитой карте «цесарца» (австрийца) Герберштейна рядом с Россией красовалось «Китайское озеро», даже на карте первого посла в Москве, Энтони Дженкисона мало что изменилось.

Такими картами и руководствовались отправившиеся открывать «Руссию» корабли сэра Уиллоби и Ченселора. Как известно, последний добрался до царя Иоанна и даже повез обратно посла. Сменившая же Эдуарда «Мария Кровавая» (казнившая Дадли) первой оценила важность торговли с новой «колонией».

Англия – поставщик цивилизации и самозванцев

Первый русский посол особого впечатления на британцев не произвёл, хотя его одиссея заслуживает своего Пикуля. Увы, нового Валентина Саввича у нас не будет: про «попаданцев» писать выгодней, но судите сами: посол дьяк Осип Непея прибыл на… погибшем корабле! Утонули все, включая «открывателя Руси», Ченселора, а вот главу дипмиссии – единственного! – спасли у берегов Шотландии.

Британцы абсолютно не представляли себе масштабов мира (на чём погорел и Колумб) и долго были уверены, что Китай и Индия где-то «немного справа от Москвы». Потрясающая переписка Грозного и королевы-Девственницы (читать всем!) и прибытие профессиональных дипломатов

  • Ф. Писемского (от Иоанна)
  • Гр. Микулина (от Годунова)

оставивших яркое впечатление в английской мемуаристике «экзотичностью», умом и непреклонным соблюдением «чести царёвой», слегка разъяснили положение дел. Стало очевидно: Русь нельзя было считать «колонией». Но тут грянула Смута.

Любопытный момент: Смута прославилась «Лжедмитриями». Ни в Польше, ни в Австрии, ни во Франции ранее не существовало «традиции самозванчества». Только в Англии к тому времени существовал такой «стендап»: Симнел, Уорбик. Я никого не обвиняю, авось, кто-то из читателей напишет исторический триллер на эту тему.

От любви до ненависти

Непонятный и выгодный «рынок сбыта» внезапно захотел в Европу (при этом для начала опозорившись с мелким Азовом, потом с какой-то Нарвой, но особенно - непосредственным панк-перформансом Петра в Лондоне и Депфорде, о чём уже много написано). Страшно подобрать сравнение из актуальности, поэтому скажем мягко – это был шок, какой мог бы возникнуть у Александра Третьего, если бы вдруг некий малый сибирский народ объявил бы войну Княжеству Финляндскому и.. внезапно начал его побеждать.

Англия была так неприятно удивлена возней России со шведами (причем не только «где-то там» а в Польше, Померании), что впервые пришлось грозить варварам сперва дипломатически, а затем и дубинкой:

  • понравившийся королеве Анне лично, посланник Петра боярин Матвеев был… избит неизвестными, а затем арестован за «долги»;
  • прошли слухи о передаче корпуса герцога Мальборо Карлу XII (явно провокационные, честолюбивого «Мальбрука» вряд ли удалось бы загнать в северные края).

Вот вам и «Стакан Воды» с «Фавориткой»! Сразу после Полтавы англичане впервые признали Петра «цесарем», после чего Англия впервые реально выступила на стороне России – эскадре Норриса значилось «перехватывать шведские суда». Любовь продолжилась и при первом немце на английском троне: именно Петр I гарантировал Георгу I приобретение «родным Ганновером» Бремена и Вердена (!).

Получив эти города, немецкий король Британии сразу жутко обиделся на Петра за «Мекленбургский казус»: русские не только сосватали местному герцогу дочку какого-то «царя-соправителя» (WTF!? – удивлялись англичане), но и разместили в центре культурной Европы свои дикие орды! При том, что и Георг, и Петр Первые явно сходились в том, что Германия лучше, чем страны в которых они правили, Россия впервые предприняла явно недружелюбный к Англии шаг!

К 1719-20 гг. можно отнести первый случай, когда Англия решила резко окоротить несбывшуюся колонию:

  • были отозваны корабельные мастера (Россия в ответ хотела задержать английских купцов, но ограничилась одним, неким Годкинсом, но и это уже было «наглостью»!)
  • упомянутой «союзной» эскадре Норриса пришлось принуждать драчунов с далекой окраины к миру (буквальный приказ адмиралу через посла в Швеции:
«что ваше величество (Петр ) соизволите повелеть пресечь все неприятельские действия в знак принятия посредничества и склонности к миру... король (Георг), государь мой, повелел кавалеру Норрису прийти с флотом к здешним берегам как для защиты торговли его подданных, так и для поддержания его медиации..»

Вот так: знаменитый наш победный Ништадский мир, во многом – первое принуждение Англией к миру разбушевавшейся России. Но ни о какой «русской угрозе» Англии, да и Европе, тогда речь не шла. Прекрасная гордая Англия была уверена, что с Московии этого достаточно.

Илья Кулагин

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх