На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 206 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    Как же МЫ ,,УПАЛИ,,  , УЖАС ....!!!!Русский язык заня...
  • Воробей
    Свидомиты баффетам не верят! Опять же, это дело интерпретации: "Кто кому помогает, и чьи цели достигает?" можно прове...Американский милл...
  • Лидия Санникова
    Молдоване должны спасаться от румынки...Санду призвала мо...

Монгольская плотина угрожает Забайкалью

Похоже, возымели действие многочисленные запросы российских экологов, региональных администраций, ученых, общественности относительно ущербности монгольского гидропроекта для российского Забайкалья. А именно: Комитет по Всемирному природному наследию (ВПН) ЮНЕСКО в конце июля с.г. предписал Улан-Батору остановить означенные работы до проведения комплексной экологической экспертизы проекта.

Вскоре эти работы были остановлены.

Но программа переброса в другие районы Монголии трансграничных с РФ северомонгольских рек («Синий конь») все-таки планируется к реализции. Пока...

Хотя этот проект на российско-монгольской реке Ульдза впрямую угрожает биосфере, сельскому хозяйству, рыбопромыслу, а следом — социально-экономической ситуации в юго-восточном Забайкалье. Не говоря уже о бессрочных негативных его последствиях для российско-монгольско-китайского заповедника «Даурия» и примыкающих к нему Торейских озёр. Кстати, «Даурия» и Тореи включены ЮНЕСКО в перечень трансграничных природных объектов международной значимости.

Что касается упомянутого предписания Комитета по Всемирному природному наследию (ВПН) ЮНЕСКО, оно принято 44-й его сессией в г. Фучжоу (КНР), которая постановила прекратить работы по проекту на р. Ульдза, впадающей в озёра на российской территории. Отмечена «крайняя озабоченность» началом строительства плотины в 2020-м, что «произошло без уведомления ЮНЕСКО» притом, что река Ульдза «является основным источником воды для Торейских озёр в пределах российской части участка наследия». А состояние этих озёр зависит «от естественных циклических режимов течения (реки Ульдза — И.Л) и колебаний уровня воды».

 

В ходе упомянутой сессии Комитета ВПН ЮНЕСКО, Минприроды РФ официально поддержало оценку ущербности гидроплотины на Ульдзе, призвав Улан-Батор к проведению совместной экологической экспертизы данного проекта.

 

По последней информации пресс-службы этого ведомства, такая экспертиза тем более востребована, поскольку Монголия начала строительство плотины «на реке Ульдза в 2020 году без предупреждения российской стороны».

Михаил Крейдлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения Гринпис в РФ, отмечает, что после запроса ЮНЕСКО (в канун сессии ВПН-Комитета в Фучжоу) монгольская сторона представила свою оценку воздействия проекта на окружающую среду, «чтобы доказать безопасность возводимого объекта».

Однако в связи с решением сессии Комитета ВПН ЮНЕСКО, работы по проекту, похоже, прекратились. Во всяком случае, спутниковые снимки второй половины июля — начала августа с.г., по словам эксперта, показывают, что «никаких действий монгольской стороной не предпринимается».

Причем монгольская сторона среагировала на такие оценки ещё в преддверии сессии Комитета по ВПН. Точнее, 16 июня с.г. в Госдуме РФ состоялось заседание депутатской Группы по связям с парламентом Монголии. В ходе заседания Иван Кущ, глава департамента международного сотрудничества Минприроды РФ, сообщил, что когда в РФ находилась с визитом (31 мая-2 июня с.г.) министр иностранных дел Монголии Б. Батцэцэг, вопрос о приостановлении строительства плотины поднимался, «и реакция министра реакция была положительной». То же российское ведомство инициирует исследование, «чтобы доказать монгольской стороне, что последствия проекта будут необратимы и нанесут вред окружающей среде».

А в развитие решения 44-й сессии Комитета ВПН ЮНЕСКО постановлением правительства России от 4 августа с.г. (N 1302) площадь Даурского заповедника расширена более чем в полтора раза, до 84,1 тыс. га. Это произошло за счет включения в него большей части озера Зун-Торей, то есть основного водоёма Торейских озёр (Ульдза впадает в Зун-Торей).

То есть, расширена площадь Всемирного природного наследия ЮНЕСКО за счет приграничных с Монголией Торейских озёр, являющихся также водно-болотными угодьями международного значения. Значит юридически невозможны какие-либо односторонние мероприятия, нарушающие экологический режим всей этой территории и её международный биосферный статус.

Более того, той же сессией ВПН-Комитета рекомендовано «России и Монголии, с возможным участием Китая, рассмотреть будущее расширение трансграничного объекта Всемирного природного наследия (то есть, заповедника «Даурия» — И.Л.) с целью охвата дополнительных участков лесостепи и мест обитаний перелётных птиц и монгольской газели».

Эта рекомендация тем более затрудняет реализацию данного монгольского проекта. И подтверждает, а по сути — усиливает международный экологический статус Даурско-Торейского биосферного региона. 

Между тем в Монголии ведётся подготовка более масштабного проекта («Синий конь»): переброса большей части стока трансграничных рек, примыкающих к Байкалу и Забайкалью, в засушливые юг и юго-восток страны. Предусмотрено возвести 33 плотины на 13 реках Монголии, включая основные трансграничные с РФ реки — Селенга, Онон и Керулен.

 

Международная экологическая коалиция «Реки без границ», Гринпис России и многие российские профильные эксперты уже сделали запрос в ВПН-Комитет ЮНЕСКО насчет проведения под его эгидой исследования по вопросам экологических последствий этого проекта для Байкала, впадающих в Байкал монгольско-российских рек и для их притоков.

 

Хочется надеяться, что столь масштабный и столь же проблемный проект тоже будет поставлен под контроль. В этой связи напомним, что не без вмешательства того же Комитета Монголия в 2020-м остановила работы по созданию каскада ГЭС на впадающей в Байкал Селенге, поскольку он впрямую угрожал биосфере всего Байкальского региона.

 

Основные проекты переброса северомонгольских рек.png

Основные  проекты переброса северомонгольских рек.
Игорь Леонов. Столетие.ру.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх