Несколько раз в комментариях к разным статьям возникали темы о репрессиях среди военнослужащих, о якобы "заговоре военных" в 1930-х и т.д. Поэтому и решил написать статью на эту тему на основе того, что рассказал Виктор Имантович Алкснис. Почему ссылка на него? Об этом в конце статьи.
Несколько слов кто это - Виктор Алкснис, если кто-то забыл или не знает.
Виктор Имантович Алкснис родился 21 июня 1950 года в городе Таштагол Кемеровской области в ссыльной латышско-русской семье.
В 1973 году окончил Рижское высшее военное училище имени своего деда - Якова Алксниса, по специальности "военный инженер по радиоэлектронике", начал офицерскую службу инженером авиаэскадрильи в Воронеже.
В 1974 году вступил в КПСС, в 1977 году был переведен в Ригу.
В 1979-1992 годах занимал должности инженера, старшего инженера и старшего инженер-инспектора ВВС Прибалтийского военного округа.
Весной 1989 года Виктор Алкснис был избран народным депутатом СССР. В октябре 1989 года он стал одним из инициаторов создания и координатором депутатской группы "Союз". Осенью 1990 года вел переговоры с президентом СССР Горбачевым и был инициатором отставки союзных министров - внутренних дел Бакатина и иностранных дел Шеварднадзе.
В.И.Алкснис - депутат Государственной Думы РФ третьего (2000-2003 годы) и четвертого (2004-2007 годы) созывов. Полковник в отставке.
Это коротко портрет Виктора Имантовича Алксниса.
Теперь к сути. Его дед, командарм 2-го ранга Яков Иванович Алкснис (Jēkabs Alksnis) - был заместителем народного комиссара обороны по авиации. Проще - командующим авиацией РККА.
Яков Алкснис был членом Специального судебного присутствия, которое 11 июня 1937 года рассматривало дело группы военачальников во главе с Тухачевским. Якобы в ходе заседания суда, Яков Алкснис был самым активным членом процесса, всячески уличая подсудимых и настаивая на применении в их отношении смертной казни.
В последствии, сам был арестован - 23 ноября 1937 года. В ходе следствия, во время которого (как официально утверждается) к нему применялись "физические методы воздействия" (проще - пытали), через 2 дня после ареста, 25 ноября 1937 года Алкснис подписал показания о том, что являлся латвийским шпионом и участником контрреволюционной "Латышской националистической организации в РККА".
В результате Яков Алкснис 29 июля 1938 года был расстрелян.
1 февраля 1956 года он был реабилитирован "за отсутствием состава преступления".
Обычно, когда читаешь о времени репрессий 1930-х, то все быстро - арестовали, следствие, суд, расстрел. А тут за 2 дня все вроде, как выяснили - подследственный признался во всем, но еще 8 месяцев Алкснис почему-то был в заключении...
Как писал сам Виктор Алкснис - "...Его жена (моя бабушка), Кристина Карловна Меднис-Алкснис, как член семьи изменника Родины (ЧСИР), провела в лагерях и ссылках 15 лет. Мой отец, Имант Яковлевич, в 10 лет остался без родителей и до 30 лет носил клеймо "сын врага народа". Он нашел свою маму только в 1957 году. В нашей семье всегда были сильные антисталинские настроения и, соответственно, я был антисталинистом...".
Когда началась перестройка, как пишет Виктор Алкснис, он старательно читал все публикации тех лет, "...разоблачающие преступления Сталина и его окружения...".
В 1989 году, когда Алксниса избрали народным депутатом СССР, он обратился с официальным депутатским запросом к тогдашнему председателю КГБ СССР В.А.Крючкову с просьбой ознакомить его с документами и материалами, касающимися деда - Якова Алксниса.
В частности, попросил показать уголовное дело и материалы процесса над Тухачевским, поскольку Яков Алкснис входил в состав Специального судебного присутствия, приговорившего Тухачевского и других военачальников к смертной казни.
Виктор Алкснис пишет - "...Материалы процесса над группой военачальников во главе с Тухачевским меня особенно интересовали, поскольку М.Тухачевский и Роберт Эйдеман (председатель Центрального совета Осоавиахима СССР), расстрелянные по приговору Специального судебного присутствия, были близкими друзьями моего деда. А с Робертом Эйдеманом они дружили чуть ли ни с детства. И для меня было непонятно, как мой дед мог приговорить к смерти своих друзей..."
Через некоторое время, как вспоминал Виктор Алкснис, его пригласили в здание КГБ СССР на Лубянке и положили перед ним два тома. Первый - уголовное дело деда, второй - стенограмма процесса над группой военных во главе с Тухачевским. Алкснису даже разрешили делать необходимые выписки.
Цитирую Алксниса - "...Меня сразу поразило, что в уголовном деле было крайне мало документов. Дед был арестован 23 ноября 1937 года, а расстрелян 29 июля 1938 года, т.е. он провел в Лефортово 8 месяцев. И при этом в деле было всего три или четыре протокола допросов, причем практически все эти протоколы были ни о чем.
Например, один многостраничный протокол был посвящен организации ремонта авиационной техники ВВС. Причем протокол очень подробный, как мне показалось, ответы на вопросы следователя были просто переписаны из руководящих документов тех лет по организации авиаремонта.
Меня удивило, что через три дня после ареста дед написал рукописную записку на имя наркома внутренних дел Ежова о готовности дать чистосердечные показания о своей контрреволюционной деятельности, но никаких следов этих чистосердечных показаний в уголовном деле не оказалось.
Судя по материалам дела, первый допрос состоялся только в январе 1938 года. В тоже время, судя по материалам реабилитации 1956 года, подшитым в этом же деле, деда неоднократно вызывали на допросы и «выбивали» из него показания. Но где эти протоколы с «выбитыми» показаниями, почему их не оказалось в деле?..." .
Далее Виктор Алкснис ознакомился со стенограммой "процесса Тухачевского" (назовем это так), и понял, что и с этим процессом тоже не все так понятно, как писали и тогда, да порой пишут и сейчас.
Во-первых, интерес к этому делу у Виктора Имантовича был после ряда публикаций, где писали, что командарм 2-го ранга Яков Алкснис вел себя на процессе очень активно, “топил” обвиняемых, требовал смертной казни для них и т.д. Как написал Алкснис - "... По стенограмме же - все совсем наоборот. За все время процесса им заданы были всего два-три вопроса...". Это он о своем деде.
Далее. У Виктора Алксниса прежде была убежденность в том, что Тухачевского и его коллег просто заставили под пытками оговорить себя. Оклеветали. А так они ни в чем не были виноваты. Но эта убежденность в итоге рассеялась.
Самое странное, как он отмечал после ознакомления с делом - это поведение обвиняемых. В советских газетах времен 1980-х - 1990-х писали, что обвиняемые все отрицали, ни с чем не соглашались.
А в стенограмме, наоборот - полное признание. Самого факта признания, как могут сказать, недостаточно - его можно добиться пытками.
Но там совсем другое, как отмечал Алкснис - обилие подробностей, длинный диалог, взаимные обвинения, масса уточнений. Отрежиссировать такое невозможно.
Как пишет сам Алкснис - "...Полистав стенограмму, у меня появилось больше вопросов, чем я получил ответов. Я вынес впечатление, что, заговор существовал в действительности. Беда в том, что если в 1937 году считалось, что осуждённые тогда — это “враги народа”, то после 1985 года все стали невиновными. А я думаю, что была и оппозиция, в том числе и Сталину... Но вот что меня насторожило: в стенограмме есть моменты, которые свидетельствуют об искренности заявлений, как бы кто ни говорил, что процесс был организованным спектаклем, что с подсудимыми специально работали для дачи нужных показаний.
Ну, представьте: скажем, Тухачевский рассказывает о встрече с военным атташе Германии на подмосковной даче... И в этот момент вдруг вмешивается Примаков и говорит: “Михаил Николаевич, вы ошиблись. Эта встреча состоялась не в вашем кабинете на даче, а на веранде”. Я так понимаю, что невозможно было бы срежиссировать всё так, чтобы Тухачевский говорил именно об этом и чтобы Примаков сделал такое уточнение... Так срежиссировать процесс, как он изложен в стенограмме, нельзя... Какой был главный пункт обвинения заговорщиков? Там было всё: и шпионаж, и подготовка военного переворота, и вредительство... Речь шла о том, что налаживается взаимодействие с немецкими военными, идут контакты с ними. Речь шла о том, что существует единая организация, её возглавляет Тухачевский, и она занимается подобными вещами. Именно это было основным на процессе...
...Причём все каются, и когда в своём последнем слове все признают свою вину, что они были участниками заговора (зная, что за этим последует, что их ждет расстрел), то невозможно представить, чтобы всех их заставили сделать такие признания и заявления... О характере заговора мне ничего не известно. Но в том, что заговор внутри Красной Армии действительно существовал, и Тухачевский был его участником, я сегодня убеждён полностью...".
А далее Виктор Имантович говорит о том, что уголовное дело его деда было подвергнуто "чистке", из него были удалены какие-то, как он полагает, очень важные документы. Очевидно, что эти документы были изъяты в период "хрущевской оттепели" в процессе реабилитации его деда.
Логичный вопрос - Зачем? Если показания были ложными, выбиты под пытками, зачем их удалять? Наоборот, стоило сказать - Вот, смотрите, выбитые показания! Грош им цена! Это липа! Это же самое убедительные доказательства, что все это, все процессы и прочее - ложь!
Но нет, документы отсутствуют... Когда их "вычистили", кто этим занимался - неизвестно. Алкснис считает - при Хрущеве.
А, во-вторых - как считает Виктор Имантович, "заговор военных" в Красной армии, или как говорят - "Заговор Тухачевского", все-таки был!
Затем наступили 1990-е, распад Советского Союза... Отец В.И.Алксниса очень тяжело переживал распад страны и 17 июля 1992 года скончался в возрасте 65 лет в результате сердечного приступа.
Но, как вспоминал Алкснис - "...За месяц до этого мы с ним на даче за вечерним чаем как-то вели откровенный разговор о происходящем и вдруг мой отец сказал: «Если бы Сталин был жив, то он бы этого бардака не допустил». Я был потрясен! Мой отец, ярый антисталинист, ненавидевший Сталина всеми фибрами своей души, ненавидевший Сталина люто, вдруг понял и простил его..."
А далее было еще любопытней. В 2000 году Алкснис был избран депутатом Государственной Думы и обратился к тогдашнему директору ФСБ России Н.П.Патрушеву с просьбой разрешить вновь ознакомиться с уголовным делом деда.
Алкснис вспоминал - "...В 2003 году меня вновь пригласили на Лубянку, вернее, на Кузнецкий мост в читальный зал ФСБ, и дали знакомое уголовное дело. Я начал его листать, сверяясь с записями 1990 года, и вдруг, к своему изумлению, обнаружил, что в нем отсутствуют некоторые важные документы. Например, пропало донесение разведки НКВД, датированное 1932 годом, о том, что военный атташе Латвии заявил в частной беседе с нашим агентом, что у латвийского генерального штаба есть свои люди среди военачальников Красной армии. Среди прочих фамилий там называлась и фамилия моего деда.
В 1990 году я с большим сомнением отнесся к этому донесению, поскольку вряд ли мой дед мог быть агентом латвийского генерального штаба, по воспоминаниям бабушки он был твердокаменным большевиком. Но сам факт исчезновения этого и некоторых других документов позволяет мне сделать вывод, что «чистка» архивов продолжается и по сей день. Возникает вопрос: зачем?..."
А действительно - Зачем? Архивы "чистили" при Хрущеве, при Горбачеве. Выходит, что продолжали "чистить" и при Ельцине. Зачем? Будь там документы, скажем так, "против Сталина" - зачем их удалять? Наоборот - это надо сохранять! Вот, смотрите - все подтверждается!
По словам Алксниса, прошли уже десятки лет с тех событий, но архивы до сих пор закрыты.
Слова Алксниса - "...Вместо архивных документов нас заставляют читать Солженицына и других хулителей Сталина. А что мешает открыть архивы? Что мешает опубликовать стенограмму процесса над Тухачевским?...". И делает вывод - "...Значит есть, что скрывать!...".
В завершении, из интервью Виктора Имантовича Алксниса в 2019 году:
"...Я думаю, что налицо явный провал антисталинской пропаганды, которая велась особенно активно последние 30 лет. Те миллиарды, которые были вбуханы в эту антисталинскую пропаганду, были выпущены на ветер.... Я человек, который больше всех в своей жизни был антисталинистом. Мой дед, начальник ВВС, командир второго ранга Яков Алкснис был расстрелян в 1938 году, бабушка как член семьи изменника родины 15 лет провела в лагерях и ссылках, отец мой в 10 лет остался без родителей, был отправлен в детский дом, свою маму увидел только через 20 лет. У нас в семье была антисталинская пропаганда, я воспитывался в этом духе. Когда Горбачев начал политику гласности, я с таким энтузиазмом читал все эти разоблачения, все эти статьи, романы новые и так далее. Потом, постепенно, я начал осознавать, что что-то тут не так...
Я отнюдь не являюсь сталинистом и не пытаюсь его защищать, но я знаю, что в архивах... действительно существуют документы, которые опровергают существующую трактовку событий сталинской эпохи.
... Я могу сказать, что в период Ельцина архивы чистились, потому что в 1990 году я видел одно дело деда, а когда в 2003 году я вновь получил доступ к делу деда – я не обнаружил в нем несколько документов. Кому потребовалось в 1990-е годы изымать документы из дела?...
Архивы не открывают не из-за того, что кто-то пытается скрыть правду о преступлениях Сталина, а о потому, что ситуация тогда была намного сложнее. Сегодня пытаться судить людей и дела тех далеких лет – это неправильно.
Сегодня я знаю и убежден, что заговор военных во главе с Тухачевским был, и действительно готовился военный переворот. Да, действительно, готовилось отстранение Сталина и его окружения от власти...
...В 1930-е годы была оппозиция...там были люди, прошедшие гражданскую войну, которые не боялись пролить ни свою кровь, ни чужую. Там положение действительно было такое, что шла борьба за власть, в том числе была мощнейшая оппозиция Сталину, власть действительно могла перейти к Троцкому. Я в 1980-е годы разговаривал с одним бывшим латышским стрелком, который уцелел, не погиб, он сказал, что в 1930-е годы латыши, которых было очень много в Красной армии, в НКВД, они были сторонниками Троцкого, потому что Сталин принял концепцию построения социализма в одной отдельно взятой стране, отказался от мировой революции, а латыши, коммунисты, которые были в СССР, они хотели идти восстанавливать советскую власть в Латвии, а за это выступал Троцкий...
...Если вы посмотрите на сталинскую элиту, которая появилась в начале войны, знаменитых сталинских наркомов, которые по сравнению с нынешними эффективными менеджерами, конечно, были гениями производства, которые в то время обеспечили то, что к 1943 году мы превзошли по выпуску боевой техники нацистскую Германию, на которую работала вся Европа. Это было достижение Сталина.
Да, я далек от мысли, что у него все было хорошо и прекрасно. Сталин виновен в том числе и в поражениях 1941–42 годов, когда мы понесли чудовищные потери, в плен попали миллионы наших солдат.
Да, мы оказались не готовы, но это была не вина, а беда Сталина. Ему не хватило нескольких лет, чтобы провести переоснащение промышленности, закончить индустриализацию, подготовить армию.
В целом Сталин сыграл очень важную роль. Как бы сегодня его ни хаяли, но мы сегодня дожираем его наследство. Потому что жили все эти годы в постсоветской России, в постсталинской России, все, что мы имели, это было построено Сталиным и его окружением, благодаря его политике..."
Вот и ответ - Почему ссылка на Виктора Имантовича Алксниса. Он знакомился с документами, изучал их, он - ярый антисталинист по воспитанию, пересмотрел свою позицию.
Нет, он не стал сталинистом, он просто утверждает, что все было гораздо сложнее и, наверняка, с другим знаком, чем нам столько лет вещают. И что заговор военных - был. А тогда все стенания - "Уничтожили элиту вооруженных сил перед войной!", не стоят и выеденного яйца.
С заговорщиками в истории любой страны всегда поступали жестко и сурово.
Свежие комментарии