Возможность поиска информации в Сети дает людям излишнюю уверенность в принятии решений.
Психологи Йельского университета из организации American Psychological Association представили исследование, которое продемонстрировало, что доступность таких ресурсов как Google и Yahoo! заставляет людей ошибочно думать, что они умнее, чем есть на самом деле.
Об этом пишет The Telegraph.В рамках своего исследования ученые привлекли более тысячи студентов. По окончании исследования выяснилось, что возможность поиска информации в Сети дает людям «крайне неточное» представление об их умственных способностях и излишнюю уверенность в принятии решений.
Участники серии экспериментов, которым разрешили пользоваться Google, считали, что они знают о предмете намного больше, чем те, чьи возможности были ограничены книгами и прочими не столь быстрыми способами поиска информации.
В одном из тестов студентов разделили на две группы, первой из них предложили ответить на вопрос о том, как работает застежка-молния, с помощью ссылки в интернете, а второй – с помощью информации, написанной на бумажном листке.
Позже обеим командам задали еще один вопрос, никак не связанный с первым: «Почему в облачную погоду ночи теплее?». Члены группы, которая до этого искала информацию в интернете, отвечала на него более уверенно, хотя и не могла воспользоваться сетью снова.
Специалисты также проверили знания студентов по вопросу о молнии, который они совсем недавно мониторили на разных интернет-ресурсах. Участники в 80 процентах случаев не могли дать внятного ответа и в конце концов признавали свою некомпетентность.
По словам профессора психологии из Йельского университета Фрэнка Кейла, эффект «пребывания в режиме поиска» оказался столь сильным, что сохранялся значительное время после того, как человек выходил из интернета. Исследователи опасаются, что это явление может быть особенно вредным, когда речь идет о принятии важных решений, от которых могут зависеть человеческие жизни.
По мнению другого ученого, кандидата психологических наук Мэттью Фишера, в интернете гораздо легче спутать собственные знания человека с информацией из внешнего источника. «Сами по себе люди могут иметь крайне неточное представление о том, что они знают и как зависят от интернета», - отметил он.
Авторы исследования пришли к вводу, что людям в некоторые моменты может потребоваться что-то наподобие «сетевой депривации» - выхода из состояния излишней уверенности в себе для получения более трезвых выводов о сложившейся ситуации. Ученые отметили, что из-за развития мобильного интернета граница между знаниями человека и знаниями всего человечества постепенно стирается, однако это делает процесс получения статуса профессионала в какой-либо области более сложным, а не упрощает его.
Фото:Morrowind / Shutterstock.com
Свежие комментарии