Прогнозируемый рост ВВП России в размере 1,2% в 2019 году и 1,8% в 2020 и 2021 годах отражает более скромные перспективы в соответствии с текущим потенциальным ростом российской экономики, составляющим около 1,5%. Об этом говорится в докладе об экономике России (выпуск № 41), подготовленном Всемирным банком.
В специальном тематическом разделе доклада рассматриваются вопросы неформальной занятости в России и предлагаются возможные меры для решения проблем, связанных с недостаточно высоким уровнем занятости в формальном секторе экономики. Согласно оценкам, доля неформальной занятости – распространенного явления в России – составляет от 15,1% до 21,2%, а потери бюджета от недополученных платежей работников, не занятых в формальном секторе – 1%-2,3% ВВП.
Авторы доклада предлагают трехсторонний стратегический подход, который может обеспечить бóльшую гибкость трудового законодательства в некоторых сферах наряду с более эффективным правоприменением, более устойчивую систему социального страхования с улучшенными пособиями по безработице, а также бóльшую мобильность рабочей силы. Однако для системных решений по сокращению неформальной занятости потребуется принятие более широкого круга стратегических мер, особенно ускорение создания новых рабочих мест в формальном секторе экономики.
В первом квартале 2019 года рост ВВП замедлился по целому ряду причин, включая повышение ставки НДС, относительно жесткую денежно-кредитную политику, высокую базу предыдущего года и снижение добычи нефти.
Высокий уровень международных резервов, низкий уровень внешнего долга и гибкий валютный курс помогли России ограничить влияние волатильности на внешних рынках и смягчить внешние шоки.
Новое бюджетное правило, благодаря которому повысилось ненефтегазовое сальдо счета текущих операций, также оказало поддержку российскому платежному балансу.Однако на фоне неблагоприятных условий внешнего финансирования для развивающихся рынков и повышенной геополитической напряженности чистый отток капитала усилился, достигнув в 2018 году $67,8 млрд (примерно 4,1% ВВП), что привело к ослаблению реального эффективного курса рубля на 7,7%.
Рост цен на нефть наряду с ослаблением рубля, улучшением налогового администрирования и проведением консервативной бюджетной политики улучшили состояние бюджета на всех уровнях бюджетной системы в 2018 году. Консолидированный, федеральный и региональные бюджеты были сведены с профицитом в размере 2,9%, 2,6% и 0,5% ВВП, соответственно.
"Макро фискальные резервы в России остаются значительными, при этом сохраняется низкий уровень государственного и внешнего долга, а на всех уровнях бюджетной системы отмечается профицит, – отметил Апурва Сангхи, ведущий экономист Всемирного банка по Российской Федерации и основной автор доклада. – Это отличается от ситуации в большинстве развивающихся экономик и стран с формирующимся рынком, где наблюдается высокий уровень и рост государственного долга, а также сужение бюджетного пространства".
Несмотря на недавнюю рекапитализацию ряда банков, российский банковский сектор остается относительно слабым; так, показатель достаточности капитала ниже (12,2% по состоянию на апрель 2019 года), а показатель проблемных кредитов выше (10,4%), чем на других развивающихся рынках. В банковском секторе по-прежнему отмечается высокая концентрация и доминирующая роль государства. По состоянию на 1 апреля 2019 года на долю пяти крупнейших банков приходилось 57% всей прибыли банковского сектора, а на долю банков с государственным участием – 62% совокупных банковских активов.
В 1 квартале 2019 года безработица продолжила снижаться, достигнув 4,8%. Уровень бедности тоже немного снизился - до 12,9% в 2018 году по сравнению с 13,3% в 2017 году. Такое снижение было обусловлено ростом основных источников доходов, зарплат и пенсий.
Среди негативных факторов, угрожающих прогнозируемому росту российской экономики в среднесрочной перспективе – возможность расширения экономических санкций, новые финансовые потрясения в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках, осложнение условий мировой торговли и резкое падение цен на нефть. Что касается положительных факторов, то национальные проекты, направленные на развитие человеческого капитала и повышение производительности, могут оказать позитивное воздействие на потенциальный рост экономики России в среднесрочной перспективе в зависимости от того, насколько успешно они будут реализованы.
"По сравнению с развитыми экономиками Россия тратит меньше на здравоохранение и образование, - отметил Андраш Хорваи, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации. – Сокращению этого разрыва могут способствовать национальные проекты, предусматривающие рост расходов на образование примерно на 0,1% ВВП в год и на здравоохранение на 0,2-0,3% ВВП в год".
О том, что Всемирный банк понизил прогноз по росту ВВП РФ в 2019 году до 1,2%, стало известно 5 июня.
Международный валютный фонд прогнозирует рост ВВП РФ в 2019 году на 1,4%. По мнению министра экономического развития РФ Максима Орешкина, рост российской экономики в текущем году может превысить прогнозные 1,3%.
Свежие комментарии