Генпрокуратура не может проверить иностранные неправительственные организации, так как они не входят в юрисдикцию России.
Генпрокуратура не будет проверять международные правозащитные организации по закону о «нежелательных организациях». Такой ответ получил депутат Госдумы от ЛДПР Виталий Золочевский, который просил проверить Transparency International, Human Rights Watch, Amnesty International, Фонд Карнеги и фонд «Мемориал» на «на предмет представления ими угрозы основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства».
Документ есть в распоряжении «Ведомостей».В Генпрокуратуре заявили, что иностранные неправительственные организации не входят в юрисдикцию России, поэтому проверить их невозможно. Кроме того, в заявлении депутата нет никаких конкретных фактов, указывающих на нарушение правозащитниками нового закона, отмечает заместитель генпрокурора Виктор Гринь. Запрос Золочевского отправлен в правоохранительные органы, говорится в ответе ведомства.
Депутат Дмитрий Гудков назвал действия Золочевского пиаром. При этом Гудков подчеркнул, что Золочевский наверняка выступил по собственной инициативе, и «никакой команды закрывать эти организации не было». По его мнению, если бы российские власти хотели бы кого-то закрыть, «это был бы запрос за подписью представителей всех фракций либо от какого-то единоросса». Гудков также завил, что расплывчатость формулировок нового закона о «нежелательных» НКО позволяет закрыть кого угодно. Ранее депутат подчеркивал, что принятие документа приведет к усилению оттока капитала и коррупции.
Председатель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков назвал ответ Генпрокураторы «отпиской». По его мнению, политического решения о включении какой-либо организации в список нежелательных пока нет. Руководитель российского представительства Amnesty International Сергей Никитин был крайне удивлен подозрениям в подрыве безопасности страны. Он подчеркнул, что правозащитники Amnesty International работают во всем мире, и никто до этого подобных подозрений не высказывал. «Критика любой страны – вещь неприятная, ее можно либо отрицать, либо вступать в диалог, а называть организацию нежелательной не самый правильный путь», - сказал Никитин в интервью газете.
Сам Виталий Золочевский затруднился назвать основания для проверки указанных им организаций. При этом он упрекнул Human Rights Watch в том, что ее представители «промолчали, когда Верховная рада приняла закон об ограничении прав человека в зоне антитеррористической операции».
Президент России Владимир Путин подписал закон о нежелательных коммерческих организациях 23 июня. Согласно документу, под запрет попадают структуры, «представляющие угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности страны и безопасности государства». В случае признания нежелательной, ранее созданным структурным подразделениям организации придется прекратить работу, а новые будет запрещено создавать. Кроме того, организации запретят распространять информационные материалы, в том числе через СМИ и интернет. Составлением соответствующего списка займется Генпрокуратура совместно с МИДом, а обнародовать документ будет Минюст.
Нарушение закона будет наказываться штрафом, размер которого составит до 15 тыс. рублей для физических лиц, до 50 тысяч – для должностных лиц и до 100 тысяч – для юрлиц. Привлечение к уголовной ответственности предполагается в случае, если организация нарушит закон несколько раз в течение года.
Автор законопроекта, депутат Александр Тарнавский, пояснил, что речь идет не только о некоммерческих, но и коммерческих организациях.
Фото: Igor Stevanovic/123rf.com
Свежие комментарии