На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Светлана Зуева
    Всех на фронт,в окопы на фарш!!! Особливо тех,кто так рьяно просит военной помощи!Итальянский журна...
  • Eduard
    Требуйте,так отправьте их бандеролью на фронт!Итальянский журна...
  • Лилия Королева
    кому этот иуда нужен??? Гореть этому ничтожеству в аду. 🤑Спецслужбы США не...

Прощание славянки. Ко дню российской печати

Несмотря на то, что этот праздник, учрежденный в декабре 1991 года, был приурочен к дню выхода первой российской печатной газеты «Ведомости» (13 января 1703 года), сам праздник так и не стал своим для журналистского цеха. Все равно все ностальгически вспоминают 5 мая. Может, потому что теперь есть возможность сравнить по настоящему разные степени свободы слова?

Источник: fishki.net.

Так получилось, что мне в жизни пришлось проработать в разных редакциях, в разные времена и на разных территориях. Публиковаться я начал еще в советские времена в уфимском "Ленинце", затем уже в 90-е трудился в ивановской молодежке "Прямая речь". А после пятнадцать лет я отработал в уфимской муниципальной газете "Уфимские ведомости". Поэтому мне действительно есть что и с чем сравнивать.

В советские времена безусловно существовала цензура, причем больше на уровне самоцензуры и бесценного опыта редактора, корректора и ответственного секретаря. Мимо них, как правило, крамоле было не проскочить. Однако это вовсе не означало, что газеты были беззубыми. Достаточно просто поднять подшивку любой из советских газет и мы обнаружим, что местные газеты очень активно занимались критикой существующих недостатков, не зарываясь впрочем в излишние обобщения. Но порой доставалось и, страшно подумать, представителям горисполкомов и руководителям советских предприятий. Про торговлю и сферу услуг я вообще промолчу - они просто не слезали с кончика журналистского пера. Кстати, именно этим советским газетам мы обязаны тому, что в населении так долго сохранялась вера в печатное слово. Да, все понимали, что передовицы - это одно, но если газета что-то пишет о местных делах, значит скорее всего не врет. Более того, печатное слово было действенно. Вот в "Правде" вышла критическая статья про нашего первого секретаря обкома Шакирова и через неделю его уже спровадили на пенсию.

Затем в 90-е стал работать в областной молодежке. Когда я был выбран творческим коллективом главным редактором издания (да-да, была тогда такая норма по закону о СМИ), у нее был тираж 2300 экземпляров. И уже через неделю меня вызвали в областное управление печати и приказали готовить газету к закрытию. И мы начали бороться. Скажем сразу мне повезло сразу по двум направлениям. Первое, я уже был к тому времени депутатом Ивановской городской думы, поэтому от меня отмахнуться было сложно. Второе, я не стал тихариться и напечатал в газете статью про злоключения одной из старейших газет области. Видимо написал очень хлестко и ярко, потому что на следующий день в редакции раздался звонок. К трубке подозвали меня и там женский голос мне сообщил:

- Ой, я прочитала вашу статью про то, как вас закрыть пытаются. Мне очень понравилось. Я и мужу своему скажу, чтобы он вам помог...

- А кто у нас муж? - на автомате спросил я.

- Мой муж - Полномочный представитель Президента России в Ивановской области...

Не скажу, что после этого нам была ковровая дорожка, но разговоры о закрытии газеты на время ушли. Наша газета была настоящим неформатом - зубастой, мы нарушали все каноны верстки, журналистики и неписанных правил политического этикета. Но нас терпели. И кстати, это было свойство журналистики 90-х. Многие газеты сидели на голодном пайке (нам зарплаты задерживали по полгода порой), но зато могли писать все, что угодно. Грубо говоря, можно было написать, что мэр - вор, и никаких последствий это не вызывало. Ни для нас, ни для мэра. Это была истинная свобода слова в полном отрыве от финансов. В результате я довел тираж газеты до 25 000 экземпляров и ушел на освобожденку в гордуму. Как я позже узнал, стоило мне уйти из думы и из политики, как газету все же прикрыли. И сейчас от нее не осталось следа даже в Интернете.

А потом я почти 15 лет проработал в "Уфимских ведомостях". И это была уже другая журналистика. Причем, степени свободы слова сужались прямо на моих глазах. Если вначале издание еще пыталось писать на какие-либо острые темы, постоянно получая за это тумаки от мэрии, то впоследствии были периоды, когда газета находилась на жесткой цензуре со стороны мэрии. То есть, перед печатью все газетные полосы посылались в мэрию на одобрение. Согласитесь, в такой ситуации шанс того, что на страницах газеты появится хоть какой-то критический материал по отношению к системам городского управления, был минимальным. Но и этого мало. Поначалу нас просто заставили не писать о реальных проблемах, но теперь уже журналистов напрямую заставляют писать ту ложь, которая удовлетворяет руководство города и республики. Банальный пример. В городе накануне Нового года объявили о закрытии ключевой развязки на ремонт, который продлиться (Внимание!) до ноября 2022 года. Население города стало ворчать и возмущаться. Что делает руководство? Во-первых, запрещает журналистам использовать слово пробки иначе, чем в кавычках. Во-вторых, заставляет журналистов срочно выступить с материалами, в которых будет рассказано, что никаких пробок нет и что все стало даже лучше. И это только один пример. А на самом деле такое вторжение руководства города, которое, напомню, является работодателем для муниципальной прессы, стало нормой жизни. Теперь отцы города, встретив проблему, впервую очередь думают не о том, как ее решить, а о том, как расписать в своих подведомственных газетах что эта вовсе не проблема, и что ничего страшного не происходит.

Кстати, есть и другой аспект - оппозиционные издания, или так называемые свободные издания, которые ничуть не лучше. Просто они исполняют заказ другого хозяина. Только и всего.

Стоит ли говорить, что в современных условиях доверие к газетам у населения упало ниже плинтуса. И теперь многие издания, потеряв в тираже, начинают прекращать выпуск печатных версий и остаются только в Интернете. И тут возникает вопрос, неужели смерть печатных СМИ не за горами? А вот тут бы я сказал: "А не спешите-ка нас хоронить".

Во-первых, я считаю необходимым перевести все бюджетные издания из муниципального или регионального управления в федеральное. Таким образом газеты, наконец, избавятся от мелочной опеки местных властей, и смогут более правдиво освещать региональные реалии. И, кстати, опасности сепаратизма так будет поменьше.

Во-вторых, всем небюджетным изданиям стоит задуматься о превращении в клубные издания. В том смысле, что каждое издание должно найти свою собственную аудиторию и соответственно и работать в интересах этой аудитории (филателисты, пенсионеры, профсоюзы и т.д.). Тогда они смогут жить, имея подписку. Правда, подписку лучше проводить через редакцию, а не через почту, которая мало того, что заберет себе львиную долю, так еще и относиться к доставке будет спустя рукава.

Вот такие невеселые мысли к празднику. Хотелось бы надеяться, что до поминок по российской печати еще далеко. 

Владимир ГЛИНСКИЙ.

Картина дня

наверх