Как известно, в настоящее время Минфин России планирует с 2015 года ввести региональный налог с продаж, с 2016 года повысить ставку обязательных страховых взносов на высокие зарплаты для покрытия дефицита ФОМС, а с 2019 года повысить ставки НДС и НДФЛ. Как реализация планов по повышению налогов повлияет на показатели налоговой нагрузки?
Для оценки тяжести налогового бремени в России сравним российские показатели с аналогичными показателями для стран ОЭСР. В настоящее время средние по странам ОЭСР показатели налоговой нагрузки доступны только за 2011 год. Налоговая нагрузка в России в 2011 г. была выше средних показателей ОЭСР и сравнима с налоговой нагрузкой ряда стран Западной и Центральной Европы (Чехией, Германией, Исландией, Словенией, Великобританией).
В некоторых развитых европейских странах, в особенности, в скандинавских, налоговая нагрузка заметно выше, чем в России. В странах Восточной и Южной Европы (Польше, Испании, Португалии) она ниже, и наконец,в странах «тихоокеанского» региона и странах ОЭСР она заметно ниже. В последнюю группу стран входят как развитые страны (США, Австралия, Канада), так и развивающиеся страны (Мексика, Чили, Турция). Например, в Турции налоговая нагрузка почти на 10 п.п. ниже, чем в России, в Мексике – практически в два раза.За период 2011–2013 гг. уровень налоговой нагрузки в России изменился незначительно при заметных структурных изменениях.
В 2013 г., по сравнению с 2011 г., заметно сократилась доля налога на прибыль в ВВП, почти на процентный пункт. Стагнация в экономике привела к росту числа убыточных предприятий. В формировании общей величины налоговой нагрузки сократилась также доля НДС и доходов от ВЭД при относительном росте поступлений от НДПИ и страховых взносов.Уровень налоговой нагрузки в России неравномерно распределен по отраслям экономики. В нефтегазовом секторе он существенно выше. По нашей оценке, налоговая нагрузка в ненефтегазовом секторе экономики в 2011–2013 гг.составляла около 29% ВВП.Как изменится налоговая нагрузка при реализации всех планов по повышению налогового бремени – введении налога с продаж, повышении ставок НДС и НДФЛ соответственно до 20 и 15% и расширении налоговой базы по страховым взносам в ФОМС?
Налоговая нагрузка при осуществлении налоговых новаций Минфина растет на 1,7%; по условиям 2013 г. налоговая нагрузка составила бы 37,5% (при расчете этого показателя «традиционным» способом). Если отказаться от планов введения налога с продаж и ограничиться только увеличением НДС, налоговая нагрузка возрастет «всего» на 0,6%.Как относиться к планам Минфина по повышению налогов? Конечно, повышение налогов ведет к замедлению темпов роста, и, заодно, к снижению конкурентоспособности экономики. Но с другой стороны, повышение налогов позволяет сократить бюджетный дефицит, увеличить расходы, или по крайней мере не заниматься нудным и неперспективным повышением эффективности расходов. Ну а нашей конкурентоспособности в свете международных санкций вообще мало что угрожает. В общем, есть над чем подумать.
Фото: Shutterstock.com
Свежие комментарии