Несмотря на то, что в русском менталитете издавна существует традиция помощи всем миром, тем не менее такой способ коллективного инвестирования, как краудфандинг пока в нашей стране испытывает определенные трудности.
На сегодняшний день наиболее популярными краудфандинговыми платформами в России считаются Boomstarter и Planeta.
ru. Однако одной из самых известных и успешных мировых площадок для народного финансирования является Kickstarter.Рассмотрим, чем они отличаются друг от друга: Boomstarter предоставляет возможность получить финансирование на реализацию проектов в 20 категориях, в то время как Planeta.ru производит сбор средств по 16 категориям. В основном на российских площадках финансируются творческие, социальные и благотворительные проекты.
"Динамика привлечения средств по двум крупнейшим краудфандинговым площадкам отличается бурным ростом. Так, Planeta.ru за 2012–2017 годы собрала свыше 660 млн рублей по мере запуска более 8 тыс. проектов. Интересно, что каждому третьему проекту на этой площадке удалось собрать требуемую сумму. Boomstarter привлек 330 млн руб. для реализации 1,5 тыс. проектов, из которых 38% оказались успешны. По данным Банка России, за 2017 год объем российского рынка краудфандинга составил 11,2 млрд рублей. Это на 80,6% превысило показатели 2016 года, что в 7,5 раза больше, чем в 2015 году (рис. 1). Общий объем данного рынка в 2018 году примерно в 1,5 раза выше, чем в прошлом году.
Российский мегарегулятор ожидает феноменального роста этого сегмента финансового рынка. Согласно его прогнозам, к 2023 году объем сделок на рынке краудфандинга достигнет 1 трлн рублей, то есть за 5 лет он вырастет в 100 раз", пишет младший научный сотрудник Научно-исследовательского объединения РЭУ им. Г.В. Плеханова Диана Хакимова.
Однако не все так радужно. Если взглянуть на диаграммку, можно понять, что наш рост столь знаычителен только потому, что отсчитывает себя почти с полного нуля.
Объем рынка краудфандинга в России, млрд рублей
Объемы средств, привлекаемых в настоящее время через зарубежные платформы, значительно выше, чем в России. Например, общие сборы на самой известной из них — платформе Kickstarter — в декабре текущего года достигли 4 млрд долларов. И это только одна платформа.
Кстатпи, было бы полезно взглянуть, как распределяются сборы по категориям:
Число реализованных проектов на платформе Kickstarter за 2009–2018 годы, ед.
Легко заметить, что наибольший рост показывает сфера мультимедиа: фильмы, видео, издания, игры.
Но несмотря на то, что рынок краудфандинга в России находится лишь в развивающемся состоянии, наше правительство уже готово начать его "стричь". Банк России уже работает над вариантами его регулирования. В связи с этим им разработан законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», который готовится к рассмотрению в Государственной думе. Второе чтение пройдет в январе 2019 года. С целью ограничения рисков для индивидуальных инвесторов данным законом устанавливается лимит вложений в краудфандинговые проекты для одного инвестора: физическое лицо, не являющееся квалифицированным инвестором, сможет разместить в один проект не более 100 тыс. рублей. Помимо этого мегарегулятором предполагается установить планку в 600 тыс. рублей по общему объему инвестируемых средств за календарный год. Исключение составляют социальные и благотворительные проекты — размер инвестиций для них не ограничен. Лимит установлен для частных инвесторов, направляющих денежные средства в коммерческие проекты.
Кроме того, требования предъявляются и к самим площадкам. Так, Центральный банк планирует ввести реестр площадок, куда войдут платформы с собственными средствами не менее 5 млн рублей.
По материалам "РЭУ Аналитика".
Свежие комментарии