На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 126 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий протасевич
    когда же наши уничтожат этот  муравейник -чтоб и духу его не было.Немецкая компания...
  • Elena Guseva
    Лучше сразу по второму адресу.«Замечательная ду...
  • Алексей Васильев
    Проблема в том, что возможности экспорта инфляции ек безграничны.«Я больше не знаю...

Первая в мире мини-ЭВМ была произведена в СССР. Знакомьтесь — Филипп Старос

И это действительно исторический факт, который признают даже американские разработчики, хотя это факт, довольно прочно забытый в современной России.

Работа над электронно-вычислительной машиной УМ1-НХ началась еще в 1958 году, в 1962 году она была принята Государственной комиссией и уже в 1963-м пошла в серию. Революционными в ней были габариты и общий вес — 80 кг. Для того времени это был прорыв. Хотя, конечно, этот первый мини-компьютер создавался вовсе не для единичных пользователей. Его назначением было решение задач контроля и управления промышленными процессами. Поэтому адресатами стали гидроэлектростанции, заводы. Например, Череповецкий металлургический или Воткинская ГЭС.

По техническим характеристикам УМ1-НХ, конечно, уступала своим крупным собратьям, к тому же в ней пока еще отсутствовал монитор. Но, тем не менее, впихнуть в габариты 880 × 535 × 330 мм такой функционал до этого не удавалось никому. Не буду загружать читателя излишней цифирью, тем более сегодня даже сложно представить себе ОЗУ объемом в 256 слов для чисел, ПЗУ констант — 512 слов, ПЗУ команд — 2048 слов. Да-да, тогда все измерялось в машинном слове, которое, могло варьироваться от 12 бит в PDP-8 (1965г. США) до 64 в Cray-1 (1974г. США). В советской БЭСМ-6 слово равнялось 48 битам.

Но вернемся к создателю. УМ1-НХ был создан в ленинградском КБ-2 под руководством Ф.Г. Староса и И.В. Берга. И вот о них я расскажу поподробнее.

Филипп Старос — грек американского происхождения. По некоторым данным его отца звали Эпаминонд Георгий Сарантопулос. Однако после приезда в Америку фамилия сократилась до Сарант. Опять же предполагается, что Альфред Сарант (так звали нашего героя в Америке) окончил в 1941 году университет в Торонто, хотя подтверждений этому историки так и не нашли.

Во время Второй мировой войны работал в лабораториях корпуса связи армии США вместе со своим другом Джоэлом Барром. Находясь в контакте с советским разведчиком Феклисовым, Барр и Сарант передавали советской разведке техническую информацию об американских вооружениях, в том числе о радарных установках, авиаприцелах, аналоговых компьютерах для управления огнём и других системах. С 1944 года был членом коммунистической партии США. После разоблачения Розенбергов ему вместе с Джоэлом Барром пришлось бежать сначала в Мексику, затем в страны Восточного блока, где на некоторое время они осели в Чехословакии, где занимались работами над первым в Восточном военном блоке устройством автоматического управления зенитным огнем. Кстати, именно с тех пор они получили русифицированные имена: Альфред Сарант стал Филиппом Георгиевичем Саросом, а Джоэл Барр — Иосифом Вениаминовичем Бергом. Во второй половине 50-х оба друга оказались в ленинградском КБ-2. В 1969-м году их коллектив получил Государственную премию за свою мини-ЭВМ. Кстати, говорят, что именно им принадлежала идея переориентирования только еще строящегося Зелинограда с текстильного профиля на производство микроэлектроники.

Более того, там пор планам Староса должно была разместиться советская Силиконовая долина: Центр микроэлектроники должен был включать 6-7 исследовательских институтов, конструкторских бюро, учебный институт, известный ныне как Институт электронной техники, завод. Работа этого Центра должна была координироваться генеральным директором. Старос был назначен помощником генерального директора по науке, одновременно сохраняя должность главного конструктора своего бюро в Ленинграде. Именно это и привело к конфликту.

Старос, к сожалению, не смог ужиться с руководством Ленинградской области и в 1973 году его конструкторское бюро было закрыто, и последние годы своей жизни он провел во Владивостоке в Институте вычислительных машин Дальневосточного центра АН СССР. . В 1978-м скончался от разрыва сердца. Жизнь его так и осталась полна тайн.

Владимир ГЛИНСКИЙ.

Картина дня

наверх