В конце июня в активную фазу перешел процесс подготовки проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы. Одновременно появилась новая статистика по исполнению федерального бюджета за 6 месяцев и региональных бюджетов за 5 месяцев 2014 года. Несмотря на внешнее благополучие, в бюджетной системе ощущается рост напряжения - Минфин обнародовал планы повышения налогов и на федеральном, и на региональном уровне.
За первое полугодие 2014 года доходы федерального бюджета составили 22,8% ВВП, что на 2,3 процентных пункта превышает показатель, намеченный в Законе о бюджете на 2014—2016 годы. Расходы федерального бюджета оцениваются на уровне 20,8% ВВП, в результате профицит равен 1,9% ВВП (649,3 млрд. руб.). Столь благостная картина связана с дополнительными нефтегазовыми доходами, в годовом измерении равных почти триллиону рублей, которые получает федеральный бюджет в результате повышения курса доллара к рублю с 33,4 руб./долл. до 35,5 руб./долл. и более высоких цен на нефть. К сожалению, в 2015-2017 годах рассчитывать на такое стечение обстоятельств не приходится. Высокий обменный курс доллара заложен в новые бюджетные проектировки.
За первые пять месяцев 2014 года консолидированный бюджет регионов исполнен с профицитом в 8,5% от доходов, что практически соответствует ситуации 2013 года. Доходы региональных бюджетов выросли, по отношению к аналогичному показателю 2013 года на 7,6%, расходы – на 7,3%. Показатели выглядят неплохо, но если мы начнем на основе данных об исполнении региональных бюджетов за 5 месяцев прогнозировать годовые данные за 2014 год, настроение сразу испортится. В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты за текущий год сводятся с существенным дефицитом. Наши оценки исполнения региональных бюджетов на 2014 год сделаны исходя из различных коэффициентов равномерности исполнения бюджетов по доходам и расходам (отношение результатов пяти месяцев к результатам года). В первом варианте использованы средние коэффициенты равномерности за период 2010-2013 годов. При таком подходе по итогам текущего года получается огромный бюджетный дефицит размером в 1,2 трлн. руб. (1,7% ВВП) – в два раза больше, чем в прошлом году! Во втором варианте, когда при расчете годовых показателей на 2014 год мы использовали коэффициенты равномерности по расходам только за 2013 год, возникает более приемлемый, примерно соответствующий проектировкам Минфина, суммарный дефицит региональных бюджетов равный 896 млрд. руб. (1,2% ВВП).
В период стагнации доходы региональных бюджетов страдают в большей степени, чем доходы федерального бюджета. Одновременно, расходы региональных бюджетов сложно снижать из-за высокой доли в них социальных расходов всех видов. Это особенно заметно при переходе от номинальных показателей к динамике в неизменных ценах. «Реальные» показатели доходов и расходов в регионах резко расходятся. По отношению к 2010 году доходы в неизменных ценах в 2014 году (по нашей оценке) вырастают на 2,8%, кстати, их снижение к предыдущему году началось в 2012 году. Расходы региональных бюджетов за этот же период растут на 11,5% (вырастут на 11,5%, если найдутся средства на финансирование бюджетного дефицита).
Вернемся к данным по исполнению региональных бюджетов за первые 5 месяцев 2014 года. По сравнению с «докризисным» 2012 годом, доходы региональных бюджетов выросли на 5,6%. Но это средняя температура по больнице; у 20 регионов доходы снизились в номинальном выражении.
К середине 2014 года федеральным чиновникам стало очевидно, что доходную базу регионов нужно увеличивать. Желания сделать это за счет федерального бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе не видно (теоретически можно отказаться от Программы вооружений в её нынешнем виде и провести жесткую пенсионную реформу, что могло бы существенно снизить расходные обязательства федерального бюджета, или – простите ревнители принципов – пойти на увеличение предельного размера бюджетного дефицита). В сложившейся ситуации единственным решением остаётся предложение о повышении налогов. Применительно к регионам, речь идет о предоставлении им права с 2015 года вводить налог с продаж в размере 3-5%. По оценкам Минфина, это может увеличить доходы региональных бюджетов, начиная с 2015 года, примерно на 200 млрд. руб. В данном случае, федеральный центр снимает с себя ответственность за увеличение налоговой нагрузки, нужны деньги на финансирование бюджетных обязательств, в том числе новых федеральных мандатов («майских» указов президента Путина) - вводите новый налог. Но введением налога с продаж дело может не ограничиться. На повестку дня Минфин вынес и повышение подоходного налога, правда, с 2019 года.
Если концы с концами на региональном уровне не сходятся уже сегодня, на федеральном, при существующем темпе роста бюджетных обязательств, этого можно ожидать в перспективе 2-3х лет. Видимо, и Минфин уже понял это и предложил повысить НДС до 20% с того же 2019 года. На этом фоне предложения Минфина на 2015 год - дополнительное увеличение акцизов на табачные изделия, обложение таможенной пошлиной «интернет-торговли», отказ от предоставления вычетов НДС при осуществлении инвестиций за счет взносов в уставный капитал из бюджета – выглядят как «мелкие шалости».
Фото: Shutterstock.com
Свежие комментарии