В 1824 году Фаддей Булгарин, автор повести, попал в катастрофу и пришел в себя через тысячу лет – в 2824 году. Проснулся он на Чукотке, в большом русском городе Надежин. Климат за это время сильно изменился: в полярных странах тропическая жара, в Африке – холод.
Северный ледовитый океан без льда – один из важнейших экономических регионов. Сибирь распахана, болота осушили, реки текут по искусственно спрямленным руслам. Чай, шоколад и кофе – местные продукты и употребляются простолюдинами. Богатые предпочитают гречку и капусту с солеными огурцами (на дирижаблях импортируют из Индии).
Международный язык – арабский. Каждый светский человек щебечет на арабском, словно на французском. Россия (от Петербурга до Чукотки) – в числе самых важных держав. Еще одна великая держава – королевство эскимосов. Эскимосы живут на знойных островах в Северном океане и обрабатывают океанское дно. Другие могучие государства – Новая Голландия (т. е. Австралия), а также империя ашанти в Африке.
«Деревянный рубль» в далеком будущем не удивил бы никого. Деньги здесь делают из дерева. Мир перенаселен, леса давно свели, а что осталось – драгоценно. Король эскимосов в конце повести так расщедрился, что дарит Фаддею Венедиктовичу два дубовых ствола (это Клондайк!)
Зато серебра с золотом – хоть ложкой ешь. Как и других металлов. Русские строят дома и города из чугуна, а эксимосы – из стекла. По городам все разъезжают в паровых автомобилях. По небу летают огромные дирижабли с паровыми двигателями. Межконтинентальные лайнеры-дирижабли развозят и пассажиров, и почту (до Интернета Булгарин – в отличие от князя Одоевского – не додумался).
Главный род войск – воздушно-десантные. Батальоны солдат, вооруженных пневматическими ружьями, прыгают с парашютами с боевых дирижаблей. Однако ПВО не дремлет – дирижабли можно сбить конгривскими ракетами. Все это отрабатывают на маневрах, а публика смотрит. Получается авиашоу, как у нас МАКС.
Северный океан пересекают флотилии подводных лодок. Обычно они держатся в надводном положении, но если наступает шторм, спускаются ко дну. Морской шельф возделан, так что большую часть животной пищи человек получает из океана. Труженики моря работают в водолазных костюмах, а отдыхают в герметичных домах, которые снабжаются воздухом с помощью труб и вентиляторов.
Можно подслушать разговор за несколько десятков километров. Можно рассмотреть экзопланеты в телескоп. Аппарат вроде рентгена позволяет увидеть все процессы внутри человеческого организма.
Да, и компьютеры – тоже есть. Это удовольствие называется так:
«машина для делания стихов и машина для прозы».
Как выглядят ее плоды? Рифма богатая, и с ритмом все в порядке, тексты красивые и звучные, недостает лишь главного для людей будущего – «здравого смысла». Здесь даже в университетах есть кафедры здравого смысла.
Так вот! Машины для стихов и прозы не могут заменить настоящего творчества, но отнимают хлеб у разных пустословов и рерайтеров.
«Проходя мимо лавок, я увидел, что каждый почти купец занимался чтением книги или газеты».
Литературу прошлого в XXIX веке изучают и хранят.
Утешьтесь, знаменитые тени Ломоносова, Державина, Озерова, Фонвизина, ты, древний Нестор, красноречивый Платон, остроумный Кантемир и прочие поборники истины!
Значит, их книги в водах Леты не пропали. Романтикам, жившим во времена Булгарина, меньше повезло:
Чтобы не трогать самолюбия моих современников, я вовсе умолчу об их именах; скажу только, что я тщетно искал новых наших романтиков и всех сладкозвучных поэтов.
Можно предположить, в кого метил злобный журналист: Батюшков, Жуковский и, конечно же, Александр Сергеевич!
Эх, Булгарин…
Вот каково содержание футуристической повести «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке» (1824 год).
Дм. Линдер. Нетривиальная история.
Свежие комментарии