Через латвийский порт Вентспилс за 2013 год было перевалено 22,2 млн тонн углеводородов российского происхождения. Сотни миллионов долларов уплыли из российского бюджета. Зачем?
На Балтике построены современные Приморск и Усть-Луга, на Черном море расширен Новороссийский порт. Эти мощности как раз и были созданы для приема российского сырья после отказа от транзита через прибалтийские порты.
Предполагалось, что эти же порты станут многопрофильными экспортными хабами для нефтепродуктов. Если экспортные потоки, идущие сейчас через порты Прибалтики, полностью перенаправить в порты Приморск, Усть-Луга или в Новороссийск, их бюджет вырастет не менее чем на 10 млрд рублей, появятся новые рабочие места, миллионы долларов пополнят бюджет России.У страны есть технологии и мощности для создания недостающей инфраструктуры. Пример перед глазами - благодаря строительству Балтийской трубопроводной системы (БТС) и БТС-2, удалось отказаться от ряда транзитных стран. Подобный маневр необходимо сделать и для нефтепродуктов.
Доходы от прокачки нефти и нефтепродуктов из России и Белоруссии, где они изготавливаются из беспошлинной российской нефти, составляют почти половину бюджета Латвии. Прибалтийские политики заявляют о намерении Владимира Путина вернуть СССР, в реально более всего заинтересованы в сохранении логистических схем СССР, в частности, по перевалке нефтепродуктов.
Экспортные маршруты через порты прибалтийских республик сложились во времена Советского Союза. Латвийский порт Вентспилс являлся одним из безальтернативных лидеров по перевалке нефтепродуктов, что на протяжении многих лет не оставляло России других вариантов. Мир с тех пор сильно изменился, но та же Латвия, активно муссирую тему советской оккупации, неплохо кормится за счет экономической схемы, созданной еще в СССР. Сегодня, по данным бюджетов Латвии и открытым документам порта Вентспилс, он приносит латвийскому бюджету свыше трети доходов - 250-300 млн долларов.
Российских углеводородов в этом году в порту уже отгрузили 17,5 млн тонн. Плюс к этому миллионы тонн нефтепродуктов с белорусских Мозырского и Новополоцкого НПЗ, произведенных из беспошлинной российской нефти. За весь 2013 год, по данным ЦДУ ТЭК РФ, в порт было поставлено 22,2 млн тонн, из них 13,6 млн тонн нефтепродуктов российского производства, в том числе 10,6 млн тонн дизеля, 2,1 млн тонн бензина, 0,7 млн. тонн нафты и 0,2 млн тонн мазута. В общей сложности 7,4 млн. тонн по системе «Транснефти» (из них 2 млн. тонн через смешанный вариант поставки) и 6,2 млн. тонн по железной дороге. Среди поставщиков дизельного топлива на долю «Роснефти» приходится 2,2 млн тонн, «Башнефти» − 3,6 млн тонн, «Газпромнефти» − 3,15 млн тонн, «Газпром-Салавата» − 0,85 млн тонн, «Лукойла» − 0,7 млн тонн.
Что же мешает российским компаниям отказаться от транзита экспортного топлива через Латвию и другие прибалтийские республики, тем более что появились возможности для того, чтобы «освободить» оскорбленных прибалтов от российских денежных потоков и в ближайшей перспективе полностью перекрыть транзит через прибалтийские страны, а использовать на Балтике только свои порты? Этого не могут объяснить ни в Минфине, ни в компании «Транснефть», где невнятно ссылаются на запреты ФАС по ограничению на инвестирование в продуктопроводы.
Не вижу никаких реальных препятствий для включения на полную мощность новых направлений перевалки нефтепродуктов через наши порты не существует, и нет никаких оснований для сохранения транзита российских углеводородов через прибалтийские страны. Хочется надеяться, что это скоро произойдет, так как идея устранения транзитеров российских углеводородов лежит в основе отечественной энергетической политики.
Фото Shutterstock
Свежие комментарии