На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 332 подписчика

Свежие комментарии

  • Ole Ole
    Жизни ваших правнуков в ваших руках. Работайте, братья!В ДНР создали два...
  • Леонтий Букштейн
    Новак неулыба, но без улыбок он еще внушительнее говорит о главной фишке европы - обрушить экономику России, как это ...Новак о потолке ц...
  • Иван Иваныч
    За что боролся,  то и получил!Демобилизованный ...

Поправки в Конституцию - что пустое, а что важно

Фундаментальные принципы организации основных законов.

1. Фиксаж и проявитель. Конституция фиксирует и предполагает. То есть центральная задача любого основного закона - зафиксировать существующее положение и предположить, через регулирование, максимальные сложности для изменения этого существующего положения.

Впрочем, это верно для любого закона, который пишется "вообще", а не по случаю.

2. Quo prosit? Что фиксирует предлагаемая Путиным "поправка"? Прежде всего, еще большие прямо прописанные полномочия президента. Мало того, что он может сформировать некий Госсовет, но еще он может увольнять судей, прокуроров, премьера и министров at will, даже не особо объясняя почему. Президент получает - в странной, но вполне ясной форме - право фактически непреодолимого вето на любой законодательный акт.

3. Гегемония любой ценой. Любой основной закон закрепляет гегемонию. Конституции принимаются и изменяются для того, чтобы удержать и усилить власть, а не для того, чтобы её сдать первому встречному-поперечному-навальному. Тут понятны поправки с запретом на занятие буквально любой выборной или назначаемой должности людям с видом на жительство или его эквивалентом - студенческая виза есть форма вида на жительство, соответственно, если ты когда-либо учился в Штатах (никакая другая страна не волнует), выборные и исполнительные должности для тебя закрыты. Таким образом, обеспечивается "гегемония патриотов" (при этом, видимо, пострадают даже свои, путинские - но "лес рубят, щепки летят").

4. Плохо видим. Любой сложный, комплексный закон - и прежде всего Конституция - это, как правило, близорукая конструкция.

Законы пишутся людьми в возрасте, основываясь на их прошлом опыте, исходя из их представлений о прошлых опасностях. Будущее в рамках юридических моделей видится как система угроз, скопированных из прошлого, но усложненных и более "вредных". За всю историю, только американская Конституция смогла остаться работоспособной на протяжении более чем двух столетий, все остальные подвергались существенным правкам уже через 20-25 лет.

5. Запреты и индульгенции. История предписывающих законов печальна, они редко переживают поколение своих авторов. История запретов - наоборот, крайне позитивна, в том смысле, что религии и законодатели многократно смогли формулировать запреты, которые переживали не то что поколения - эпохи. Поэтому конституционные принципы, сформулированные через отрицание, запрет и ограничение - существенно более "живучие" чем любые другие варианты, вроде "гарантируется" или "обязаны". Десять поправок к Конституции США все сформулированны через отрицание права. "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб" - это Первая поправка (в переводе А.А.Мишина и Василия Власихина) - прекрасный пример "отрицательного права".

6. Таким образом, единственное устойчивое решение, которое возникает в российском конституционном процессе в результате путинских новаций-2020, это запрет на политическую и исполнительную деятельность всем, кто когда-то имел иностранное гражданство (кроме Украины) или вид на жительство.

Всё остальное, с точки зрения конституционного права, пустое место.

Гатов Василий
медиа-аналитик, эксперт
Анненбергская школа коммуникаций и журналистики

Ссылка на первоисточник
наверх