На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 250 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Шишинов
    А ведь это будущее пушечное мясо даже в другие страны слинять не смогут. Если конечно не обзавелись гражданством друг...Белый дом планиру...
  • Елена Верия (Безденежных)
    ФАШИСТ ЗАСЛУЖИВАЕТ ТОЛЬКО СМЕРТИ! Фашист заслуживает только смерти! Скажи, британец, сколько расстрелял? Нет! Не топ..."Истечем кровью и...
  • Стефания Новак
    Еще один "международник" - мясник , сколько под его командованием погибло и украинцев и русских. Деятель!Экс-главком ВСУ З...

Как экономить на дорожающих продуктах и сохранить здоровье

Наш средний чек в продуктовом магазине вырос на 17% по сравнению с прошлым годом, но аналитики говорят, что на этом рост цен не остановится.

Большинство из нас входит в режим жесткой экономии и начинает искать альтернативные марки привычных продуктов. Многие из них для нам незнакомы, мы не знаем, насколько они безопасны для здоровья.

Сейчас нам очень пригодилась бы маркировка, которая обязывает производителей указывать на упаковке продуктов содержание вредных для организма компонентов.

Сколько мы тратим в продуктовом магазине?

По данным исследовательского холдинга Ромир,в марте текущего года средний чек на товары повседневного спроса составлял 589 рублей, что на 3,3% больше, чем в феврале.Выше всего цены на Дальнем Востоке: там сумма среднего чека - 695 рублей. В Центральном ФО продуктовая корзина в среднем обходится в 680 рублей. В Северо-Западном ФО жители отдают 657 рублей,в Южном - 539, в Сибири - 528. Дешевле на Урале и в Приволжье - 498 рублей.

По оценкам Росстат, в апреле рост цен продолжился. Всего за месяц чай подорожал на 0,8%. Колбасные изделия и мясные консервы, маргарин, печенье и конфеты - на 0,4-0,5%. Подорожала   белокочанная капуста - на 2,5%; свежие помидоры, лук и морковь - на 1,5-1,8%.

Получается, что прогноз Минэкономразвития сбылся: эксперты предсказывали пик инфляции на март – апрель. Согласно заключению, рост цен в годовом выражении должен был достигать 15-17%. По факту он составил 16,7 %.

Социологи говорят, что во время прошлого кризиса в 2008-2009 гг. нашей основной линией поведения стал мониторинг цен в магазинах: мы были готовы ехать даже в самые отдаленные точки своего города, чтобы купить привычные продукты по более-менее приемлемой цене - так делали 40% россиян. Меньше 20% из нас соглашались переходить на более дешевые торговые марки.

Вряд ли большинство и сейчас резко откажется от привычных продуктов, скорее всего, мы просто будем искать те же категории, но более простых марок. Часто дешевле не значит «вреднее», можно не переплачивать за бренд и найти продукты хорошего качества.  Насколько можно доверять непривычным для нас маркам и по содержанию каких компонентов в составе определить, вредный продукт или нет?

Как среди дешевых продуктов найти здоровые?

В ситуации полного хаоса нам помогло бы введение маркировки продуктов. Если потребитель будет брать в руки продукт какой-то неизвестной ему марки, он получит практически полную информацию о нем.

Сегодня полноценной маркировки у нас нет. На этикетках в России делают только краткую выписку о составе: указывают количество калорий, общее количество жиров, белков и углеводов. Нет информации, сколько их нужно потреблять в сутки, чтобы не начались проблемы с обменом веществ. Мы не можем даже определиться с тем, чтобы писать крупными буквами срок годности товара - потребителям с хорошим зрением и то не всегда легко его отыскать. Не так давно в Госдуме подняли вопрос об этом. Предлагалось отдавать под надпись 5-10% площади упаковки. Но эта инициатива, к сожалению, была отклонена. Для того чтобы ввести какие-либо изменения в нашей стране, сначала нужно добиться изменений в Техническом регламенте Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Пока изменений там не предвещается.

Какая информация на этикетке решающая для здоровья?

Этикетка продуктов в западных странах похожа на паспорт: она действительно очень информативна. Производителей обязывают указывать на упаковке содержание основных компонентов, большое количество которых может привести к нарушению обмена веществ и спровоцировать ожирение, болезни сердца и сосудов, диабет 2 типа и т. д. Эти компоненты: холестерин, трансжиры, насыщенные жиры, соль. От того, как много мы их потребляем, и зависит наше здоровье. Зная, какой процент таких веществ от суточной нормы содержится в одной порции продукта, мы понимаем, полезная это еда или нет.

В мире сегодня есть две основные системы такого типа для маркирования продуктов. Первая - «Светофор». Она заключается в том, что количество вредных компонентов обозначают в зависимости от опасности цветом: красным - опасное, желтым - средний уровень, зелёным - безопасное.

Вторая система - GDA - заключается в указании нормы суточного потребления вредных веществ в процентах. В Британии, например, единая система маркировки была принята в результате трехмесячных переговоров с ритейлерами, производителями и другими заинтересованными сторонами.

Как работает маркировка?

Большинство тяжелых заболеваний, таких как инфаркт, инсульт, диабет 2 типа, ожирение спровоцированы именно избытком вредных компонентов в питании. Мы даже не подозреваем, что переедаем их, ведь, например, соль и насыщенные животные жиры могут содержаться в скрытом виде в огромном количестве продуктов.

60% взрослых россиян имеют в крови слишком высокую концентрацию холестерина. Это связано с перееданием животных жиров: говядины и свинины, сливочного масла; с употреблением молочных продуктов с высоким процентом жирности. То есть повседневной для нас еды. Все эти люди в группе риска инфаркта и инсульта. Ведь отложения холестерина - это барьер в сосудах, через который кровь не может подступиться к жизненно важным органам - сердцу и мозгу.

Есть также факт, о котором говорят не так часто: трансжиры содержатся не только в гидрогенизированных растительных маслах, но и в молочном и мясном жире, поэтому мы переедаем их вдвойне. Они образуются в желудке коров под действием природной гидрогенизации - действия температуры и ферментов. Однако эффект на организм оказывают такой же негативный, как и промышленные.

В США маркировка «Светофор» дала плоды: сегодня Штаты уже не первая страна в мире по количеству толстяков, а вот мы занимаем пятое место. Ученые из Центральной больницы штата Массачусетс провели интересное исследование: клеили «зелёные» ярлыки на фрукты, овощи, нежирное мясо и обезжиренные молочные продукты. «Красные» - на чипсы и высокожирные продукты. Оказалось, что простое использование цвета существенно изменяет выбор потребителей. В течение первого этапа исследования продажи «красных» продуктов упали на 9%, а вот продажи «зеленых» продуктов возросли на 5%. На втором этапе продажи «красных» продуктов снизились ещё на 5%.

Как маркировка снизила смертность в Финляндии

Маркировка в комплексе с рядом других мер произвела целую революцию здоровья в Финляндии. В 70-х там была самая высокая смертность в Европе от болезней сердца и сосудов. Особенно в Северной Карелии. Местное население даже обратилось к правительству с просьбой найти выход из этой ситуации, ведь в каждой семье на тот момент был хотя бы один член после инфаркта или инсульта.  Исследователи выяснили, что предпосылками к высокой смертности были неправильное питание (главным образом жирное мясо и молочные продукты с высокой жирностью, высокое потребление соли), курение и алкоголь. На то, чтобы изменить образ жизни людей, их привычки питания ушло 20 лет. Однако результаты были потрясающими: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний снизилась на 80%. Одним из ключевых пунктов оздоровительной системы была именно маркировка, которая говорила о содержании насыщенных животных жиров, трансжиров, соли и холестерина.

Может ли маркировка изменить нашу жизнь?

Маркировка цветом проста и доступна для понимания, она не требует специальных знаний, с ней мы могли бы научиться сами, без помощи диетолога, с легкостью определять: какие продукты стоит взять, а какие - нет. Пока такая система не появилась в нашей стране, нам придётся самим более внимательно изучать упаковку: обращать внимание не только на консерванты и красители, а на содержание жира, углеводов, белка, сахара и соли, трансжиров, калорийность. Ведь влияние этих категорий на наше здоровье доказано годами медицинских исследований по всему миру.

Не стоит забывать о том, что соль, которая является прямым проводником к гипертонии, часто содержится в скрытом виде даже в сладостях для улучшения вкуса и стабилизации срока хранения. Не игнорируйте надпись о ее содержании на этикетке.

Подсказкой может послужить то, что насыщенные жиры и холестерин, опасные для сердца и сосудов, содержатся по большей части в животных продуктах (мясе, сосисках, колбасах, полуфабрикатах). Под словом «жир» в такой еде подразумевается именно не слишком полезный его тип. Высокая жирность молочных продуктов говорит не о полезности, а об угрозе здоровью. А вот в растительных маслах и жирах, рыбе, любых овощах, крупах под словом «жир» подразумеваются безопасные жиры, которые будут оптимальны для организма.

Автор: Мария Рябушкина, OO«ПРАВДА О ЕДЕ»

Фото: Charles Wollertz/123rf.com

наверх