На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

  • Неизвестно Неизвестно
    Бомбы, бомбы будут сброшены на Польшу Будет им в Варшаве радость, будет им "АЛАРМ"...Дуда: Польша гото...
  • Неизвестно Неизвестно
    Перефразируя одну западную песенку:Дуда: Польша гото...
  • федор
    Ничему вас гиен история не учит .Дуда: Польша гото...

Станция Московского метро, которую не хотели строить

Одна из самых необычных среди платформ Второй очереди Московского метро. Почему архитекторы выбрали такой необычный вариант станции "Сокол"? Откуда взялось её необычное название? Как пытались решить проблемы большого пассажиропотока? А также покажу уникальные детали декора станции, которые сейчас мы с вами уже не увидим.

Откуда название "Сокол"?

Вообще строить станцию метро здесь изначально не планировали. Конечной на этом участке Второй очереди должна была стать платформа "Аэропорт".

Однако, поскольку в районе Сокола решили сделать депо для будущей Замоскворецкой линии, станцию всё-таки возвели и открыли 11 сентября 1938 года. Кстати, сначала платформе хотели дать название "Всехствятское". Это историческое наименование села, где потом возник район Сокол. Деревня известна с 1398 года.

Станция же получила название в честь кооперативного посёлка "Сокол". Его построили в 1920-х годах между современными улицами Алабяна и Левитана. Относительно происхождения наименования есть несколько версий. Согласно первой, посёлок изначально хотели строить в Сокольниках, однако потом перенесли. А название хоть и видоизменили, но оставили.

Посёлок "Сокол", 1924.

По второй гипотезе, в Советское время посёлкам любили давать звучные и романтичные имена. Например, "Дружба", "Свет и воздух", "Ястреб". Поэтому "Сокол" вписывался бы в эту компанию идеально.

И третья точка зрения. Наименование посёлка произошло от строительного инструмента. Соколом на языке рабочих называлось орудие для штукатурки - сокол штукатурный. Современные исследователи, кстати, больше склоняются к этой версии.

Откуда необычный дизайн станции?

Ещё во время проектирования архитекторы Юрий и Константин Яковлевы (они братья) столкнулись с проблемами. Главной стал выбор конструкции станции. Предполагалось, что на "Соколе" будет огромный пассажиропоток. Однако платформу запроектировали довольно узкую - 8 метров. Поэтому требовалось решить: строить станцию с одним рядом колонн или вовсе без них (односводчатую).

Отделочные работы на станции "Сокол", 1937.

Второй вариант отвергли, потому что это смотрелось некрасиво. Чтобы сделать станцию более целостной и гармоничной, архитекторы не захотели устанавливать ряд колонн в центре платформы. А сделать их в виде цокольных опор. За счёт расширения у свода, станция выглядела бы более просторной.

Строительство станции "Сокол".

Заканчиваются опоры интересными куполами (или шатрами). В них расположили освещение. От глаз пассажиров лампочки скрыли квадратными кусками прозрачного оникса. Это позволило создать эффект солнечного света на станции. Хотя некоторые исследователи считают, что замысел архитекторов не удался - платформа всё равно выглядит, мрачной, небольшой и тесной.

Советская Конституция, как элемент декора

Вокруг каждого цоколя поставили скамейки. А сами колонны внизу облицевали розовым биробиджанским мрамором. Из этого же материала сделали узорчатый ковёр с оригинальным узором по центру платформы.

Узор из мрамора по центру платформы, 1938.

Верхнюю часть станции (своды) просто отштукатурили. Участки путевых стен облицевали светлым и коричневым мрамором. Там, где располагается мост, ведущий к выходу, а также лестница, на стенах можно увидеть огромные панно из белого мрамора.

Панно из белого мрамора на путевой стене станции "Сокол", современное фото из открытых источников.

Есть версия, что на них хотели разместить цитаты из Сталинской Конституции 1936 года о правах граждан. В том числе на труд, отдых, образование и обеспеченную старость. Трудно сказать, насколько это правдивая информация. Но, в любом случае, замысел в жизнь не воплотили.

Падающие лестницы

Тот самый мостик в середине платформы, через который пассажиры выходили на поверхность, многие критиковали. Говорили, что он делит станцию на две части. А это уже и не так красиво. Был и ещё один недостаток. Как вы помните, я писал, что на "Соколе" предполагали большой пассажиропоток.

Станция "Сокол", 1972-1973.

Ожидания строителей оправдались. В середине 1950-х на станции зафиксировали самое большое количество пассажиров в Московском метро за сутки - 124 тысячи человек. Конечно, скромные лестницы в центре зала не справлялись с такой нагрузкой. Поэтому в 1960 году в южном торце станции сделали второй выход.

Второй выход в южном торце станции "Сокол, современное фото из открытых источников.

А через 4 года соорудили дополнительные лестницы в центре зала. Но, похоже, во время проектирования или строительства допустили какой-то просчёт. Со временем, лестницы стали разрушаться, пока в 1994 одна из них не обвалилась. После этого лестницы демонтировали.

Дополнительные лестницы в центре зала, 1993.

Чего на станции "Сокол" мы уже не увидим?

В принципе, станция хорошо сохранилась до наших дней. В её облике поменялось не так много. Например, исчезли большие часы на колонне около лестницы в центре платформы. А также торшеры с мраморными основаниями у самих лестниц. Мраморный узор на полу со временем износился. Его заменили на гранитный с похожим (правда не совсем) рисунком. Листайте фото, чтобы посмотреть, как было и как стало.

Часы на станции "Сокол", 1940.

Долгое время станция была конечной для Замоскворецкой линии. Пока в 1964 году не открыли "Войковскую", "Водный стадион" и "Речной вокзал".

О Москве нескучно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх