На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 202 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Золотарев
    Ну шо, укроЖОПы! Когда же до вас, наконец, дойдёт, какую ГНИДУ избрали вы себе в лидерА?!На Украине расска...
  • Леонид Попивняк
    Вот прям интересно....)))))...когда гейропа отдаст окраине "в помощь" свои последние труселя - что дальше делать буде...В ОБСЕ ответили Л...
  • Сергей Карабухин
    !!! Гнида-фашист-наркоман-Зеленский – преступник, судить и расстрелять – за преступления – совершённые перед своим на...На Украине расска...

Кто из офицеров-белогвардейцев дожил до распада СССР

Из боевых генералов Белого движения позже всех умер генерал-майор Донской армии, Михаил Хрипунов, скончавшийся в 1983 году в Иерусалиме. В отличие от высшего командного состава, многим офицерам и рядовым белогвардейцам довелось при жизни увидеть то, за что они боролись – конец советской власти.

Белые полковники

Немало биографий белогвардейцев-долгожителей можно найти в словаре Евгения Александрова «Русские в Северной Америке» и в базе данных историка Сергея Волкова «Участники Белого движения».

Среди ветеранов Гражданской войны, своими глазами увидевших распад Советского Союза, особенно выделяется фигура Александра Сергеевича Бразоля – полковника императорской армии, который умер в штате Нью-Гэмпшир в 1993 году, в возрасте 100 лет. Происходивший из дворян Полтавской губернии, в годы Первой мировой войны Бразоль воевал в рядах лейб-гвардии Кирасирского полка. В 1918 году он вступил в Добровольческую армию Деникина, был ранен в голову. В 1920 году его эвакуировали из Крыма в Константинополь. За рубежом полковнику приходилось работать шофёром, таксистом, чертёжником, преподавателем верховой езды.

«В последний раз он праздновал полковой праздник 4 июля 1992 г. в своей семье, так как больше однополчан в живых не осталось. Покойный был членом всех воинских организаций и состоял в Объединении кадетов российских кадетских корпусов, посещая праздники и встречи в табельные дни, пока он был в силах», — говорилось в некрологе Бразолю в журнале «Кадетская перекличка».

Другой полковник Белой армии, Константин Фёдорович Рейнгарт также прожил ровно 100 лет. Он умер на самом «краю» советской эпохи – в 1991 году. Рейнгарту довелось участвовать в Первой мировой войне и в боях Гражданской войны на юге России. Во Франции и США полковник занимался банковским делом. Вышел в отставку в 1981 году и последние 10 лет прожил на Толстовской ферме, штат Нью-Джерси.

Господа офицеры

Офицеров более низкого ранга, доживших до 1991 года, известно намного больше.

Например, летом 1993 года в Детройте скончался капитан Борис Михайлович Иванов, участник Первого Кубанского («Ледяного») похода 1918 года, впоследствии председатель Русского общевоинского союза.

До 1999 года дожил подпоручик конной артиллерии Русской армии Врангеля Василий Дмитриевич Матасов, автор книги «Белое движение на Юге России». В эмиграции он жил в Югославии, Австрии и США.

Одну из самых удивительных жизней среди офицеров Белой армии прожил Константин Николаевич Свежевский (в монашестве Серафим). Родился он в украинском Проскурове в 1899 году. Окончил в 1917 году Сергиевское артиллерийское училище, воевал на румынском фронте Первой мировой войны. В Гражданскую войну учился в офицерском училище, участвовал в боях в Северной Таврии. Монашество Свежевский принял уже после Второй мировой войны. В 1957 году он стал епископом Каракасским и Венесуэльским, и занимал эту кафедру 27 лет. В последние годы жил в монастыре Ново-Дивеево в США.

«Эмиграция для всех слово страшное и горькое, — признавался бывший белогвардеец. – Я же прошел почти все этапы ее: Константинополь, Чаталджа, Лемнос, Болгария, Бельгия, Америка. Я из той первой «волны» русских, которая потеряла сначала родину – Россию, потом похоронила на чужой стороне остатки армии и последнее, что со слезами и горечью воспринималось каждым из нас, — надежду на скорое возвращение домой».

Когда 94-летнего архиепископа спросили о ситуации в постсоветской России, он ответил так:

«То, что сейчас в России не гладко, так на всё нужно время и терпение. И любовь нужна. Это прежде всего».

Как другие белогвардейцы через 74 года после революции восприняли распад Советского Союза, неизвестно. Однако в целом настроения в эмигрантской среде, как можно судить по сообщениям прессы начала 1992 года, были противоречивыми. Надежды на демократические преобразования в России сочетались со скорбью от утраты огромных территорий.

Кто последний?

В настоящее время, по-видимому, умерли уже все участники Гражданской войны в России, которая закончилась 97 лет назад. Между тем, точно неизвестно, кого можно называть «последним белогвардейцем». По одним данным, им был донской атаман Николай Фёдоров (1901-2003 гг.), по другим – умерший в 2010 году в Аргентине 105-летний Владимир Шостак, который, ещё будучи гимназистом, воевал в Польше в 1920 году.

Русская Семерка. Яндекс.Дзен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх