Многие ассоциируют Бразилию с известной фразой из знаменитого советского фильма. Но на практике эта страна обладает высокоразвитой промышленностью и наукой и по праву входит в БРИКС.
Творение горячих бразильцев в руках суровых афганцев
Введение
Сейчас Бразилия не столь амбициозна, как при прошлой военной диктатуре, но сохранила хороший потенциал в ряде отраслей ВПК. В том числе, в создании военно-транспортных, учебно-тренировочных и легких боевых самолетов. В числе последних - противопартизанский штурмовик «Super Tukano», названный так в честь воинственного племени бассейна Амазонки. Значительное количество таких самолетов было куплено США как для своей армии и частных военных компаний, так и для армии союзного ранее США Афганистана. Всего в армии режима Гани было на момент его падения 22 бразильских штурмовика. 7 самолетов перелетело на территорию Узбекистана. Остальные попали в руки движения Талибан (запрещено в России).
Описание
Самолет построен по традиционной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом. Внешне очень напоминает боевые поршневые самолеты Второй Мировой. Оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6 A-68C мощностью 1600 л. с. Кабина и ключевые узлы защищены кевларом. Возможна установка дополнительных керамических пластин для бронезащиты. Вооружение состоит из двух крыльевых 12,7 мм пулеметов и вооружения на внешней подвеске. На ее узлах крепится 20 мм пушка, несколько пулеметов калибра 7,62 мм или 12,7 мм, управляемые и неуправляемые бомбы, блоки неуправляемых ракет. Также предусмотрены ракеты «воздух-воздух» малой дальности. Для защиты от ПВО противника установлено устройство отстрела инфракрасных ловушек. Возможна подвеска дополнительных топливных баков. Электронное оборудование включает в себя нашлемную индикацию и позволяет вести боевые действия ночью.
Самолеты для США и ее союзников выпускаются совместно бразильской Embraer и американской Sierra Nevada Corporation (SNC) на заводе в самих США. Американский вариант имеет индекс A-29. Он включает в себя одноместную модификацию А-29А и двухместную А-29B. Одноместный вариант имеет на месте второго пилота дополнительный встроенный топливный бак и может применяться для ударов по земле днем и перехвата днем воздушных малоскоростных целей. Двухместный вариант имеет дополнительную РЛС и может использоваться для целеуказания и нанесения ударов по малогабаритным целям в любое время суток. В афганскую армию поступал двухместный A-29B Super Tukano. В Афганистане он показал себя весьма эффективным – они превзошли советские Ми-35 по эффективности действий на больших высотах. Также была меньше и стоимость летного часа. У Super Tukano она составляет 600 долларов. У нашего вертолета 2 000 долларов. Также бразильские самолеты поставлялись в различные страны Латинской Америки, Африки и Азии, где они активно используются как учебно-тренировочные, как антиповстанческие самолеты и для перехвата незаконных пересечений границы.
Заключение
Пример бразильского легкого ударного самолета показывает насколько могут быть востребованы даже сейчас самолеты с летными характеристиками чуть лучше, чем у поршневых истребителей Второй Мировой Войны. Зачастую мощь Су-25 или A-10 избыточна, а стоимость их покупки и летного часа делает нереальным их использование в конфликтах в Третьем Мире. Даже США для борьбы с террористами и повстанцами предпочитают использовать «бразильца» - простого и дешевого.
Свежие комментарии