На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

Почему сокращались школы? Цифры и факты

А начну я сегодняшнее повествование с такого, полагаю, для большинства неожиданного утверждения: «Сегодня в России школ почти в три раза меньше, чем в Российской империи». И, кстати, формально - это чистая правда, хотя в реальности – обычная гримаса статистики.

А в чем тут подвох, спросите вы? Ну, это обычный пример, когда по одной графе «оружие» проходят и палки, и автоматы Калашникова. Это правда, что в Российской империи в 1914 году накануне Первой мировой войны насчитывалось 123 745 учебных заведений, а сегодня (данные на 2018 год) их лишь 41 349. Вот только в дореволюционной цифири более 90% учебных заведений – начальные школы (трехклассные церковно-приходские) с количеством учеников – 10-15 человек на всю школу, а в современных цифрах – наоборот. Более 90 процентов учебных учреждений – полнокомплектные школы с количеством учеников, иногда превышающим 1000 школьников.

Но давайте взглянем на график:

График взял у Буркина-Фасо, судя по аватарке на канале «Просто факты». Цифры проверил, в целом бьются, а свой график чертить не хотелось.

Обратите внимание на динамику количественных изменений. Первый рост количества школ начинается в 1924 году, когда был брошен клич «Долой безграмотность». И к 1940 году в СССР уже насчитывалось 191 500 школ (в РСФСР – 116 800). Затем идет ожидаемый спад, выпавший на военные годы, связанный с потерей территорий и уменьшением преподавательского состава. Затем вплоть до 1954 года идет резкий рост школьных учреждений. Как раз в этом году их количество достигает рекордных 214 тысяч в СССР и 125 тысяч в РСФСР.

А вот дальше начинается спад. И обусловлен он совершенно объективным процессом, который называется урбанизацией. Молодежь стала покидать деревни, уезжать в города. Плюс при Хрущеве начали проводить укрупнение хозяйств, когда в один совхоз или колхоз сгоняли десятки окрестных деревень. Многие деревни стали просто исчезать с лица земли. А с ними исчезали и те маленькие деревенские школы на несколько десятков учеников. То есть, этот процесс начался вовсе не при Путине, но и не при Сталине, как уверялось в одном из предыдущих материалов.

Затем мы наблюдаем ровное плато с 1978 по 2002 годы, на котором количество школ в РСФСР/России удерживается на уровне 68-70 тысяч. А вот с 2002 года начинается новый спад. За 18 лет количество учебных заведений в РФ уменьшилось в 1,75 раза. Что же произошло за это время?

Во-первых, сказался демографический провал 90-х годов. Учеников стало меньше. Во-вторых, опять же новый виток урбанизации. Правда, если раньше деревенские рвались на производство, то теперь они чаще всего, получив дипломы о «вышке», пополняют армию менеджеров, мерчендайзеров  и кассиров. И в-третьих, пресловутая оптимизация. Я очень подозрительно отношусь к этому процессу, под пеленой которого зачастую происходит уже знакомая нам «прихватизация» объектов социальной сферы. В то же время в разных местах она проходит по-разному.

Расскажу на примере хорошо известной мне Башкирии. Есть под Уфой такое село Нагаево. Сейчас оно стало частью мегаполиса, хотя и отстоит от него на десяток километров. И вот в нем построили современную огромную школу на 1200 учеников. Понятно, что из соседних сел теперь родители предпочитают возить детей в новую школу. И понятно, что старые стали закрываться.

Школа в Нагаево.

Произошла оптимизация и в селе Ильино-Поляна, в котором я прожил пять лет. Но здесь все закончилось некоторым ремонтом школы и закрытием окрестных школ. Теперь по утрам по соседним деревням разъезжает школьный автобус, собирая учеников. Ну а если сломается, то приходится идти пешком. Слава Богу, район цивилизованный и волков с медведями здесь не разгуливает. А вот в отдаленных районах Башкирии происходит и такое. Несколько лет назад Интернет облетели ролики, в которых дети шли в школу с топорами, чтобы по дороге отбиваться от волков. А в другом ролике дети перебирались через речку на веревке, потому что когда-то здесь мост снесло, а новый так и не поставили. Где-то дети идут в школу по железнодорожным путям, потому что нет иной дороги. Да, и это тоже последствия оптимизации.

О других аспектах школьного образования говорить не буду. Довольно подробно и о методическом обеспечении, и об экономическом, и даже демографическом мы успели поговорить в предыдущих статьях. Остановимся лишь на том, что считать по одной графе "оружие" и палки, и АКМы контрпродуктивно. А то как-то будет непонятно, почему деревня, в которой насчитали 300 единиц оружия, вдруг разбежалась от взвода с 20 единицами оружия. Ну, это был гипотетический пример, как вы понимаете.

Владимир Глинский. Финам.Инфо.

Картина дня

наверх