На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Шестаков
    Ну, вот и признался Столтенберг, что США воюют на Украине против России! А то "помощь" гуманитарную оказывают, старен...Столтенберг назва...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ А что вообще в Нидерландах ожидали услышать от российского посла? Ну не жалко им своих самолётов... а Россия так в...В МИД Нидерландов...
  • igor kim
    Хорошо бы из пяти регионов, включая Харьков, а еще лучше все левобережье Днепра включить в состав России и провести п...Путин и Орбан выс...

National interest: Может ли линкор потопить авианосец?

Ключевой момент: если авианосец допустит ошибку, пропустив линкор слишком близко, результаты могут быть катастрофическими.

Тем не менее, 8 июня 1940 года британский авианосец HMS Glorious выяснил, почему авианосцам необходимо держаться подальше от надводных флотов противника.  Glorious повстречался не с одним, а с двумя  немецкими линкорами недалеко от побережья Норвегии.

Последовала катастрофа, которая унесла жизни более 1500 моряков.

Не то чтобы Glorious был счастливым кораблем. Построенный в конце 1916 года как линейный крейсер, ему удалось избежать участи трех своих систершипов, взорвавшихся в битве при Ютландии. Однако одна из его пятнадцатидюймовых пушек взорвалась во Второй битве при Гелиголандской бухте в 1917 году, когда в стволе взорвался снаряд.

В 1930 году Glorious  был превращен в авианосец, так же, как ВМС США сделали с  Лексингтоном  и  Саратогой. Боевые крейсеры оказались уязвимыми в Первой мировой войне, но они могли перемещаться со скоростью в тридцать узлов и имели большие корпуса, подходящие для установки полетной палубы.

Однако неудачи Glorious продолжалась. 1 апреля 1931 года - в день первоапрельских праздников - авианосец двигался в тумане, и протаранил французский океанский лайнер «Флорида». Glorious потерял одного матроса, а «Флорида» потеряла двадцать четыре пассажира и члена экипажа.

Худшее было еще впереди. Glorious участвовал в норвежской кампании, возможно, в самом начале выступления Королевского флота во Второй мировой войне. 9 апреля 1940 года немцы начали десантное вторжение в Норвегию. Это было вторжение, которое никогда не должно было быть успешным: немецкий Kriegsmarine, сильно уступающий по численности британскому флоту и действующий относительно близко к британским военно-морским базам в Шотландии, должен был быть уничтожен.

И все же ответ союзников был запутанным и вялым. Хотя военно-морской флот Германии понес большие потери, которые будут преследовать его при планировании вторжения в Британию осенью 1940 года, немецким десантникам все же удалось обезопасить норвежские порты и авиабазы. Под беспощадным воздушным ударом Люфтваффе англичане и французы высадили несколько батальонов войск, которые ничего не достигли и были эвакуированы к концу мая.

В начале июня Glorious было приказано отплыть от норвежского побережья в качестве плавучего аэродрома для эвакуации немногих выживших истребителей Королевских ВВС в Норвегии. По крайней мере, эта часть операции была успешной: истребители совершили первую в мире посадку на авианосец среди быстрых истребителей-монопланов, которые не были оснащены хвостовым крюком. Однако, чтобы освободить место для самолета RAF, в   самом Glorious было только девять истребителей «Морской гладиатор» и пять самолетов-торпедоносцев «Рыба-меч».

Еще раз продемонстрировав, почему норвежская кампания была таким фиаско, Glorious было приказано проследовать к главному Королевскому флоту в Скапа-Флоу для проведения военного трибунала командира авиагруппы авианосца, который отказался отправить свои устаревшие самолеты против наземных целей. Glorious был очевидно несчастным судно, с тираническим капитаном и враждующими офицерами.

Почему кому-то пришло в голову, чтобы отправить авианосец в зону боевых действий в сопровождении двух эсминцев, остается загадкой. Гейрр Харр, автор книги  «Битва за Норвегию: апрель-июнь 1940 года» , предполагает, что «отсутствие немецких наземных операций в течение предыдущих нескольких месяцев сделало Адмиралтейство и большинство высокопоставленных британских офицеров слишком расслабленными по поводу вероятности нападений со стороны Кригсмарине за пределами Скагеррака. Это была пятая миссия Glorious в Норвегии, и авианосец в течение некоторого времени совершальрейс в 400 миль в северную Норвегию с ограниченным сопровождением эсминцев.

Но не в этот раз. В 15:45 8 июня «Шарнхорст» и «Гнейзенау» заметили дымы от британских кораблей на расстоянии около тридцати миль. Эти современные корабли, построенные в 1930-х годах, были либо линкорами, либо линейными крейсерами, в зависимости от того, как на них посмотреть. В любом случае, это было более чем достаточно для авианосца и двух эсминцев.

Невероятно, но у Glorious не было ни самолетов-разведчиков, ни боевых воздушных патрульных истребителей, ни даже наблюдательных постов. На летной палубе не было даже готовых к запуску самолетов, и никакие самолеты не были подготовлены, пока немцы фактически не открыли огонь. Эскадренные миноносцы «Акаста»  и  «Ардент»  плыли рядом с авианосцем, вероятно, охраняя его от подводных лодок, а не занимались разведкой, чтобы предупредить авианосец о приближении немецких надводных кораблей. Ни на одном из кораблей не было радара - все еще новинки в 1940 году и некоторые из котлов на Glorious не  работали, снижая скорость.

Такая разгильдяйство против столь же грозного врага, как немцы, не останется безнаказанным. Немецкие линкоры приблизились на скорости более чем в тридцать узлов. Британские эсминцы пытались поставить дымовую завесу, чтобы скрыть уход авианосца, в то время как на Glorious запоздало попытались запустить самолет.

Было уже слишком поздно Немецкие линкоры открыли огонь из своих одиннадцатидюймовых орудий на расстоянии пятнадцати миль.

Через несколько минут мостик Glorious был поражен, а капитан убит. В лучших традициях Королевского флота маленький  «Ардент» направился к немецким кораблям: «К этому времени, - пишет Хаарр, - лейтенант-коммандер Баркер, возможно, не сомневался в том, с чем он столкнулся, и, должно быть, понял, что лучшее, что он мог сделать, это атаковать два линкора, пытаясь дать Glorious и «Акасте» некоторое время, чтобы сбежать на юг.

Действительно, наблюдатель с «Шарнхорста» зафиксировал, что «Ардент» атаковал торпедами и очень умело пытался избежать эффективного оборонительного огня средних орудий линейных кораблей путем постоянных эволюций. Он боролась с мужеством, которое было выдающимся в безнадежной ситуации. Эсминец получил множество пробоин и, наконец, пошел под воду, двигаясь на высокой скорости, видимо двигатели его не были повреждены и стреляя из своих передовых орудий до последнего.

И при этом его систершип «Акаста» тоже отличился. Даже будучи поврежденным, второму эсминцу удалось запустить торпеды, одна из которых серьезно повредила «Шарнхорст».

Но все было безрезультатно. Немецкие корабли догнали Glorious и ударили по нему, пока он не затонул вместе со своим конвоем (с Ардента остался только один выживший). Необъяснимо то, что британское адмиралтейство не получило сигнал бедствия, возможно, потому что радиостанции Glorious и эсминцев настроили на неправильную частоту. Ближащий британский крейсер, Девоншир, принял сигнал. Но крейсер перевозил норвежского короля Хокона в безопасное место в Британии, и вице-адмирал Джон Каннингем - один из лучших британских адмиралов - решил, что его главной обязанностью является защита короля.

В ледяных водах Северного моря погибло 1519 человек.

Неизбежно будет проведено сравнение между трагедией Glorious  и эпической битвой при Самаре в октябре 1944 года, когда четыре японских линкора и шесть тяжелых крейсеров «подловили» американскую оперативную группу из шести небольших эскортных авианосцев, защищенных всего семью эсминцами. Хотя американцы никогда не должны были оказаться в таком положении, только два авианосца были потоплены (и один из них - камикадзе, а не стрельбой) вместе с тремя эсминцами. И им удалось потопить три японских крейсера.

Однако обстоятельства были совсем другие. Американская оперативная группа, при поддержке самолетов других групп авианосцев, смогла бросить в нападавших четыреста современных самолетов. У  Glorious  было четырнадцать устаревших самолетов. Что еще более важно, японский флот был осторожен и растерян. Немцы пошли нахрапом.

Перл-Харбор ознаменовал затмение линкора авианосцем. Теперь основные сражения флота будут вестись при том, что противоборствующие корабли фактически не видели друг друга. Тем не менее, трагедия авианосца Glorious является напоминанием, что в войне нет ничего определенного. Даже когда авианосец король, у линкора может быть свой день.

Майкл Пек - один из авторов National interest. Его можно найти в  Twitter  и  Facebook

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх