На днях «Аэрофлот» сообщил, что возьмет на работу 26 иностранных пилотов. В компании уже работает один зарубежный специалист – это немец Клаус Дитер Рольфс.
Зачем «Аэрофлот» выступил инициатором внесения изменений в Воздушный кодекс, которые теперь позволяют авиакомпаниям нанимать «варягов»? В компаниях говорят о дефиците кадров.
Но почему бы не воспитывать новое поколение российских пилотов в наших школах?Для того, чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо разобраться в том, как устроена система оплаты труда летчиков. Сейчас зарплата пилотов складывается из нескольких составляющих. Помимо фиксированной части, идут доплаты за тип воздушного судна (чем больше самолет, тем сложнее он в управлении) и за количество налетанных часов (в среднем, каждый пилот летает около 80 часов в месяц). И плюс, за опыт самого пилота. Командир воздушного судна (КВС) зарабатывает, естественно, больше второго пилота. А командир-инструктор – больше «простого» КВС.
В крупных столичных авиакомпаниях зарплата КВС – около 250 – 300 тыс. рублей. Некоторые асы на больших лайнерах могут зарабатывать и до 500 тыс. рублей. В регионах ставки поменьше – для КВС 200 тыс. рублей максимум.
Видимо, топ-менеджеры авиакомпания считают, что это слишком много и, как мне представляется, хотят снизить среднюю зарплату пилотов. А как это сделать? Пилотов в России действительно не много, сейчас их готовят всего три училища в стране – в Санкт-Петербурге, Ульяновске и Москве. Естественно, спрос на выпускников достаточно высокий. И авиакомпаниям выгоднее взять на работу готового и опытного пилота из-за рубежа, чем заниматься подготовкой новичков. Тем более, если это позволит сократить расходы на зарплату летному составу.
Пилотов, которые хотят работать в России, сейчас хоть отбавляй. Возьмем, например, Чехию – в этой стране сократился туристический поток и 30% летного состава может потерять работу. В других странах Европы тоже немало свободных пилотов. Думаю, что со временем компании перейдут и к найму пилотов из стран СНГ – Белоруссии, Казахстана, Узбекистана.
Чем это опасно для нас? Во-первых, российская система подготовки кадров для авиации, которая сейчас практически разрушена, так и не будет восстановлена – необходимость в этом исчезнет. Во-вторых, может пострадать безопасность полетов. В обычной ситуации экипаж, набранный из жителей разных стран, общается между собой на английском языке. Между тем хорошо известно, что во время нештатной ситуации, в условиях дефицита времени, все переходят на родной язык – работает фактор стресса. Немец будет говорить на родном языке, а русский будет вспоминать английский.
Инфраструктура для подготовки сотрудников авиакомпаний, созданная в СССР, пока со скрипом, но еще функционирует. Сейчас очевидно, что за счет усилий только авиакомпаний эту отрасль не возродить. Необходима комплексная государственная программа по созданию кадров. Если, конечно, мы не хотим полностью отдать наше небо иностранным пилотам.
Автор: Дмитрий Ахмедов, генеральный директор DIAMOND AERO GROUP
Фото: Shutterstock
Свежие комментарии