Утром 13 мая Энрике Мора, политический директор Европейской службы внешних действий (European External Action Service, EEAS), был на непродолжительный срок задержан германской полицией в аэропорту Франкфурта по возвращении из Тегерана, куда он отправился в попытке спасти пошатнувшееся ядерное соглашение с Ираном, известное как СВПД*.
На фото: Энрике Мора, политический директор Европейской службы внешних действий (Фото: ZumaTAСС)
Глава Рабочей группы EEAS по Ирану (EEAS Iran Task Force) Бруно Шолль, который сопровождал Мора, также был задержан, сообщает журнал Politico, как и посол ЕС при ООН в Вене Штефан Клемент. Отметив, что у него был испанский дипломатический паспорт, Мора указал на возможное нарушение властями Германии Венской конвенции о дипломатических сношениях. По словам дипломата, никаких объяснений их задержанию дано не было, а его телефоны и паспорт были изъяты полицией для проверки.
В сообщениях говорится, что этих троих мужчин держали отдельно в течение 40 минут, прежде чем их отправили обратно в Брюссель.
Со своей стороны, полиция заявила, что задержание было вызвано «не связанными с отдельными лицами показаниями, основанными на информационных технологиях». По сообщению журнала Politico, «Одно из объяснений, циркулировавших среди официальных лиц ЕС, заключалось в том, что схема поездок дипломатов, которым пришлось несколько раз перебронировать свои рейсы обратно в Европу из-за нестабильного графика в Тегеране, вызвала автоматическое оповещение пограничной полиции, которая не приняла во внимание дипломатический статус путешественников».
В то время как босс Моры, верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель, пытался преуменьшить значение инцидента и подчеркнуть, что он «находится в контакте» с немецкими властями, сам Мора решил предать это огласке.
«Задержан немецкой полицией в аэропорту Франкфурта по пути в Брюссель, возвращаясь из Тегерана. Ни единого объяснения», — написал Мора у себя в твиттере. «У чиновника ЕС с официальной миссией, имеющего испанский дипломатический паспорт, забрали документы и телефоны».
Действительно, то, что произошло во Франкфурте, крайне необычно и ставит в неловкое положение ЕС и его усилия играть серьезную роль в международных делах.
Возможно, хотя и маловероятно, что задержание Моры произошло просто из-за ошибки пограничной полиции в аэропорту. Но он — хорошо известная личность, высокопоставленный дипломат ЕС, путешествующий с дипломатическим паспортом государства-члена ЕС. Немыслимо, чтобы полиция Франкфурта — крупного международного транспортного узла — могла не знать о конвенциях, регулирующих дипломатический иммунитет.
Это поднимает ряд тревожных вопросов. Почему немецкие власти действовали таким образом, учитывая, что Германия является членом европейской тройки (наряду с Великобританией и Францией) участников СВПД, которые заявили о своей приверженности сохранению соглашения, а именно той миссии, которая поставлена перед Морой?
Когда государство-член обращается с высокопоставленным должностным лицом ЕС таким уничижительным образом, это неизбежно вызывает вопросы о единстве внутри ЕС — том активе, который официальные лица ЕС готовы подчеркивать, когда они имеют дело с внешними угрозами — такими, как российская специальная военная операция (терминология автора изменена редакцией) на Украине, например.
Подобные инциденты также сильно подрывают отношения ЕС с третьими странами. События во Франкфурте, очевидно, не остались незамеченными в Тегеране. Тот факт, что телефон Моры был временно конфискован, без сомнения, вызвал опасения, что он мог быть взломан. Это еще больше подрывает доверие к блоку, особенно учитывая деликатность миссии Моры в Тегеране.
То, что произошло во Франкфурте рано утром 13 мая, на первый взгляд, несет в себе признаки потенциального дипломатического саботажа в особенно чувствительный момент переговоров с Ираном. Правительство Германии обязано дать подробные объяснения своим собственным гражданам и своим партнерам по ЕС.
Автор: Эльдар Мамедов — имеет дипломы Латвийского университета и Дипломатической школы в Мадриде. Он работал в Министерстве иностранных дел Латвии и в качестве дипломата в посольствах Латвии в Вашингтоне и Мадриде. С 2007 года Мамедов работал политическим советником социал-демократов в Комитете по иностранным делам Европейского парламента (ЕП) и возглавляет делегации ЕП по межпарламентским отношениям с Ираном, Ираком, Аравийским полуостровом и Машреком.
Перевод Сергея Духанова. Источник публикации здесь.
* Совместный всеобъемлющий план действий (сокр. СВПД; англ. Joint Comprehensive Plan of Action, сокр. JCPOA; перс. برنامه جامع اقدام مشترک) — политическое соглашение между Ираном и группой государств, известных как 5+1, относительно ядерной программы Ирана. Группа состоит из США, России, КНР, Великобритании, Франции — пяти постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединённых Наций (СБ ООН), а также Германии. В 2018 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения и анонсировал дополнительные санкции в отношении Ирана. В ответ в 2019 году Иран объявил о приостановлении выполнения двух пунктов сделки.
Свежие комментарии