На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 137 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor kim
    Хорошо бы из пяти регионов, включая Харьков, а еще лучше все левобережье Днепра включить в состав России и провести п...Путин и Орбан выс...
  • Вовладар Даров
    Нечего валить вину на кого то, коль у самого нос в говне!Секретарь Совбеза...
  • Вовладар Даров
    Да не ему решать будет или не будет, народ решит!!!!Шольц: возврата Г...

Марсианин: невероятные приключения ботаника

Если кто и не был до конца уверен, что в   ̶ст̶а̶в̶к̶е̶ ̶Г̶и̶т̶л̶е̶р̶а̶   NASA все малахольные, то новый американский блокбастер о спасении  ̶р̶я̶д̶о̶в̶о̶г̶о̶ ̶Р̶а̶й̶а̶н̶а̶  Мэтта Дэймона с Красной планеты окончательно развеял остатки сомнений в этом прискорбном факте.

То есть, наверняка, авторы фильма и консультировавшие их специалисты этой почтенной организации добивались другого эффекта, но получилось как всегда.

Так что, столь огорчившему многих факту, что в фильме существование такой космической державы как Россия было мягко выведено за скобки, стоит только порадоваться.

Мы можем думать, что к описываемому в киноленте моменту Роскосмос стал настолько богат и самодостаточен, что разорвал всяческие отношения с американскими покорителями пространства, руководствуясь дедовской мудростью: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти». Или, что в созданной мастерами Голливуда альтернативной реальности России вовсе никогда не существовало, что облегчило страдания американцев от того факта, что и через полвека после полета Гагарина они все еще зависят от русских ракет и русских двигателей.

Не упомянули – и славно.  Это всяко лучше, чем уже набившие оскомину вымученные шуточки о летающих на «гробах» пьяных русских космонавтах в ушанках. У нас будет свой Луна-парк, с блэк-джеком и всем, что полагается. Вернемся к миссии на Марс, которая, как и положено по законам жанра, невыполнимей некуда. Более того, возникает ощущение, что усложнение ее выполнения – основная задача сотрудников космического агентства (если только не подозревать их в сознательном попиле бабла, но мы-то знаем, что в Америке это невозможно).

Судите сами. Они затевают экспедицию, стоящую американским налогоплательщикам во всех смыслах астрономических денег, в ходе которой астронавты летят на Марс 9 месяцев, и еще столько же обратно. И все для того, чтобы провести на планете всего 31 день. Они, вообще, Марс изучают или межпланетное пространство? Или предполагается, что за месяц бойкие члены экипажа уже всю необходимую информацию о планете соберут, и тему можно будет закрыть? Или их задача, как и лунных миссий, не планету изучать, а флажок поставить и объявить об очередной победе самой передовой в мире американской науки? Так для этого и 31 день – многовато, высадились, сделали селфи, и домой, медальки получать.

Но тогда зачем планируется следующая миссия уже через 3 года (как нам говорят в конце, с точно такими же задачами, как у первой)? Причем, не куда-то в совсем иную область планеты, а на расстояние всего трех тысяч километров от места высадки мисси предыдущей миссии? На место, куда главный герой, проведя кустарный тюнинг штатного марсомобиля, доезжает без особых хлопот. Золотой же, с учетом стоимости разработки и доставки, жилой модуль со всем оборудованием предполагается бросить, где есть, а на новое место тащить с Земли другой комплект! Может, имело смысл все-таки сделать первую миссию более продолжительной, изначально заложить в конструкцию марсотачки больший запас хода и обследовать максимально доступное пространство с минимумом расходов? А то как-то не совсем рационально получается гонять туда-сюда по космосу тренажерный зал с искусственной гравитацией для команды, которая работает всего 1 месяц, получая зарплату за 20.

Снаряжение миссии тоже восхищает. Жилой модуль даже средствами связи не оборудован. Даже такими, которые могли бы работать через спутники-ретрансляторы на орбите - спутники по сюжету наличествуют в изобилии. Хотя, не очень понятно, есть ли при этом хоть что-то похожее на орбите Луны, не говоря уж о постоянной лунной базе. Гидразина и кислорода космонавтам загрузили столько, что главному герою хватает на хитрые эксперименты с получением воды и разведением открытого огня. А вот на еду поскупились, отмеряли ровно на 31 лунные сутки, да и то, в обрез. Видимо, чтобы американские герои не испортили фигуру, раз уж для беговой дорожки в модуле места не нашлось. То есть, главному герою еще повезло, что в модуле он остался один. Задержись они там всей компанией хоть на пару недель из-за каких-нибудь технических проблем, светили бы ему не лавры космического пирата, а участь первого марсианского каннибала. 

При этом, нельзя сказать, чтобы насовским супер-карго приходилось биться за каждый грамм отправляемого на поверхность нашего соседа по Солнечной системе груза. Стартовый взлетный модуль для следующей миссии они послали задолго до завершения предыдущей. И не сильно переживали, что планы могут измениться, миссия может быть перенесена в другое место или время, или что отправленный на другую планету агрегат будет за долгие годы поврежден страшными марсианскими бурями. Насколько страшен может быть ветер со скоростью 28 м/с при плотности атмосферы в сотню раз меньшей, чем на Земле, нам наглядно показывают в самом начале фильма.  Впрочем, легкомысленное отношение к своей работе, похоже, у американских конкистадоров общая черта. Знание о вероятности столкновения на планете с такими катаклизмами не побуждает астронавтов как-то закрепить свое единственное средство для возвращения домой (хоть бы тросы натянули), а конструкторов – снабдить аппарат более серьезными опорами, чтоб не сдуло. А ведь тот же взлетный модуль, например, можно было придержать с отправкой до того момента, когда первая миссия благополучно эвакуируется. И не пришлось бы огород городить.

Впрочем, что это я все брюзжу. Фильм прекрасно объясняет любые ляпы киношной и реальной американской астронавтики – у НАСА есть на службе настоящие американские герои, которым все нипочем. А еще есть скотч. Им герои всегда могут починить все, что сломается. Скотч этот, даже наклеенный снаружи, легко выдерживает разницу давлений земной и марсианской атмосферы.  То давление, которое, вырываясь струей через дырочку в скафандре, позволяет главному герою догнать в космосе корабль спасателей.  Не понятно только, почему американцы корпуса космических кораблей не делают из такого скотча – дорого, наверное. Но истиные герои даже такой скотч могут отлепить голыми руками. После этого уже никаких вопросов возникать не должно.

Вопросы, правда, все-таки возникают. Вот, скажем, герой Мэтта Дэймона в тот момент, когда нам кажется, что он уже обречен на голодную смерть, вынимает из рукава козырную карту. Демонстрирует, так сказать, суперспособность, как и положено настоящему американскому герою. Вдруг выясняется, что он, оказывается, ботаник. Кто же еще способен вырастить картофель из клубней, кроме ботаника, это вам не аппарат для электролиза гидразина из подручных средств собрать! До этого он тщательно это скрывал, видимо, опасаясь, что товарищи по команде совсем его задразнят.  Для же нас так и останется тайной, зачем в состав экспедиции был включен ботаник. Никаких инструментов для работы ему не дали: нет ни оранжереи, ни семян или растений, хоть завалящей хлореллы. Неужели рассчитывали, что он найдет на месте какую-нибудь марсианскую флору? Или наличие хлореллы и дождевых червей, например, лишили бы процесс добычи пропитания всякой эпичности?

Или вот еще вопрос. Зачем астронавтам упаковали с собой мешок картофеля? Всю остальную еду максимально лишили исходных признаков. Кроме кетчупа, конечно. Но кетчуп – все-таки один из столпов, не замай. А картофель не то что не привели к хоть сколько-то эффективному по соотношению веса и питательности состоянию, но даже стандартной обработке, которая предотвращает его проращивание, не подвергли. Может быть, предполагалось, что ребята устроят на Марсе пикник и будут печь картошку в золе?

Не все, конечно, в фильме удивляет. Например, я готов поверить в то, что американский ботаник ни сном ни духом не в курсе о методах посадки картофеля верхушками или глазками, разработанных академиком Лысенко еще в годы Великой Отечественной. Ботаники же Лысенко всегда недолюбливали, даже, бывало, кляузы в органы на него строчили. Также не удивляет, что вместо множества проб с проращиванием картофеля в небольших отдельных емкостях для экономии столь дефицитных органики и воды, наш герой делает все набело. Сразу создает поле с грядками и вбухивает в него весь свой посадочный материал – или пан, или пропал. Настоящие герои не мелочатся, они перекраивают под себя мироздание широкими мазками. И уж тем более не удивляет, что такая вот слепленная скотчем и кровавыми соплями настоящего героя история победно шагает по экранам всего мира. Если уж у народа американские полеты на Луну вопросов не вызывают, какие могут быть претензии к киношке. Давайте еще упрекнем в неправдоподобии Годзиллу или откроем миру, что Джеймса Бонда не существует!

В общем, приятного вам просмотра, в фильме есть, над чем подумать. Я и половины не перечислил.

Автор: Владислав Исаев, руководитель пресс-службы ФИНАМ

Изображение: кадр из трейлера кинофильма «Марсианин»

Картина дня

наверх