На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 133 подписчика

Свежие комментарии

  • Воробей
    Французские аналитики нашли действительно интересно место для удара РФ! Я бы даже сказал уникально интересное. С одн...Самое слабое мест...
  • Eduard
    А вы как думали:"Польша и другие передадут Украине оружие но скажут:"Стрелять низяяяя?" Естественно нет!Польша разрешила ...
  • Сергей Андросов
    Памперсы и слюнявчики надеть?Министр обороны У...

Трудовые гаражи: ремесленничество, а не бизнес

В ряде городов с гаражной деятельности кормится до трети трудоспособного населения. 

Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники» представил результаты проекта «Гаражная экономика», уникального российского социально-хозяйственного феномена, широко распространенного, в первую очередь, в крупных городах России.

В ряде городов с гаражной деятельности кормится до трети трудоспособного населения. 

Гаражная экономика начала особенно бурно развиваться в 2000-е годы, когда государство позволило строить гаражи на земле ГСК без разрешения на строительство. В эти же годы собственники и арендаторы гаражных боксов впервые получили полное право заниматься в гаражах любой разрешенной законом предпринимательской деятельностью без регулирующих ограничений, что быстро привело к серьезному расширению функций гаражей — появились гаражи-офисы, гаражи-магазины, цеха на землях ГСК, а также гаражи-таунхаусы для отдыха и сдачи в аренду. В 2010-е годы ограничения ослабли настолько, что стали строить даже отели-эллинги и гаражи-«небоскребы».

Традиционная гаражная трудовая деятельность была связана с услугами автосервиса. Сейчас в гаражах изготавливают мебель, в Ульяновске, например, по оценке главы региональной ассоциации мебельщиков всего (вместе с работниками) в «мебельных» гаражах работает до 40 тысяч человек. Гаражные мастерские стали основными поставщиками гвоздей, сетки-рабицы, тротуарной плитки и других строительных товаров для строительных рынков Ульяновска, Самары и Казани. Перестройка гаражей в жилые и сдача их в аренду стала весьма распространенным явлением на юге России в последние 7-10 лет. К настоящему моменту в Анапе более 50% гаражей уже используются как жилье. Схожая ситуация отмечается также и в Сочи, Новороссийске и других курортных городах. Практика превращения гаражей в жилье получила широкое распространение также в Ханты-Мансийске, а в последнее время и в Москве.

Основная мотивация к началу гаражной деятельности, определили исследователи, — это необходимость выживать и обеспечивать достойный уровень жизни себе и своей семье. Серьезную роль играет и желание независимости в своей деятельности, а также нахождение приложения своего труда, что уже граничит с поиском самореализации как профессионала, что влечет за собой, пусть и локальное, но немаловажное признание. Прямая фиксация цели деятельности как зарабатывания денег отмечается гораздо реже. По этому и другим критериям гаражный труд авторы относят к ремесленничеству, а не к бизнесу. Основная форма организации коллективной трудовой деятельности − артель, в которой вознаграждение выплачивается по трудовому вкладу.

Подпитывает уход в гаражи давление на малый бизнес. Опрос в ГСК Ульяновска, где активное вытеснение независимого малого бизнеса началось приблизительно в 2011-2012 годах, показал, что не меньше трети тех гаражников, которые начали свою деятельность в последние несколько лет, имеют опыт предыдущей легальной предпринимательской деятельности.

Средний возраст гаражников от 30 до 55 лет, и заработок основной массы оценивается в докладе от 20 до 60 тыс. рублей в месяц.

Особый интерес представляют отношения гаражников с государством. Как выяснили исследователи, практически везде местным властям отлично известно о деятельности гаражников, но их предпочитают серьезно не трогать до определенного момента, ограничиваясь неформальными сборами в виде помощи району, подачек на благоустройство, обязательствами новогоднего оформления и так далее. Настоящее давление начинается лишь тогда, когда оборот гаражной деятельности начинает превышать некий условный порог, то есть, когда гаражник, по мнению власти, «богатеет». В этом случае его деятельность либо обкладывается данью на местном уровне (называлась цифра в 10% с оборота), либо силой легализуется, либо отнимается. Где-то гаражникам выгодней оказывается мимикрировать под «легальный бизнес», где-то ровно наоборот, где-то наилучшей стратегией оказывается дача взятки, а где-то активное противостояние проверяющим. При этом с помощью формальных механизмов взаимодействие с государством не осуществляется практически никогда.

Гаражную экономику, согласно результатам исследования фонда «Хамовники», можно интерпретировать как примитивные «технопарки» с нулевым налогообложением. Напрашивается вывод, что местные власти вполне могли бы организовать подобные «технопарки», куда гаражники перебрались бы при более разумной налоговой системе, системах снабжения мелких производств водой, электроэнергией, газом и отсутствии сонма контролирующих органов.

Важно, что большинство гаражников, говорится в отчете, привыкли надеяться только на себя и на свое окружение, не ждут и не требуют ничего от государства. Если людям выгоднее ничего «не ждать» и «не требовать» от государства, то и государство ничего не может получить от таких людей со всеми вытекающими последствиями. 

Автор: главный редактор Центра изучения региональных проблем Сергей Воробьев

Фото: Unsplash / Pixabay / CC0 Public Domain

Картина дня

наверх