На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 133 подписчика

Свежие комментарии

  • Воробей
    Французские аналитики нашли действительно интересно место для удара РФ! Я бы даже сказал уникально интересное. С одн...Самое слабое мест...
  • Eduard
    А вы как думали:"Польша и другие передадут Украине оружие но скажут:"Стрелять низяяяя?" Естественно нет!Польша разрешила ...
  • Сергей Андросов
    Памперсы и слюнявчики надеть?Министр обороны У...

Как экономисты измеряют человеческое счастье и борются с неравенством

Многие думают, что экономика — скучная наука о деньгах, потреблении продуктов, благ и услуг. Но дела обстоят совсем не так, уверен экономист из Кембриджа Ха-Джун Чанг. В своей книге «Как устроена экономика» он утверждает, что предмет экономики гораздо шире — это средства и работа, технологии и производство, международная торговля и налоги.

Счастье

Казалось бы, счастье — самое эфемерное явление (или, если хотите, состояние, событие) в нашей жизни. И кому в голову придет его измерять? Конечно же, ученым, и как ни странно, экономистам. Некоторые из них считают, что оценить уровень жизни можно через счастье. Но надо ли его измерять? Или это слишком субъективная мера?

Были даже разработаны различные опросники и шкалы, которые должны помочь количественно измерить счастье. Однако на пути к достоверности результатов возникают препятствия. Одно из них — субъективное восприятие человеком своего положения. Марксисты ввели понятие «ложного сознания»: люди думают, что счастливы, если приняли ценности своих угнетателей. К примеру, история знает случаи, когда рабы становились надсмотрщиками над другими рабами, поддерживая тем самым несправедливость и жесткость. А в начале XX века женщины сами выступали против введения женского избирательного права.

Очевидно, не стоит одобрять жестокое и неравное общество. Пусть опросы и показывают, что люди там счастливы. Но кто имеет право сказать угнетаемым женщинам или голодающим крестьянам, что они не должны быть счастливы? Ведь они сами думают иначе. Разве у кого-то есть право заставить людей чувствовать себя несчастными, сказав им «правду»? И все же не совсем ясно, можно ли доверять суждениям опрашиваемых о собственном счастье.

Из этого следует ограниченность субъективных критериев счастья. Но и объективных довольно мало. Существует индекс лучшей жизни, в 2011 году введенный ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития): он включает и те, и другие показатели. Некоторые из них сложно измерить количественно: к примеру, гражданскую активность или качество жизни. Ко всему прочему, нельзя сравнивать индексы счастья, рассчитанные по разным методикам. Единственное, что можно, — отслеживать изменение уровня счастья в отдельной стране по одному и тому же индексу.

И наконец, внутренняя природа счастья не поддается измерению. Если попытаться перевести ее на язык чисел, то недолго дойти и до выставления баллов рассвету, пению птиц и дружеским объятиям.

Изменение климата

Экология — ограничитель экономического роста по ряду причин. Во-первых, производство и потребление меняют климат, что угрожает существованию человечества. Во-вторых, невозобновляемые ресурсы (нефть, минералы) истощаются. В-третьих, Земля не поспевает создавать обновляемые ресурсы (продукты сельского и лесного хозяйства), а спрос все растет и растет.

С другой стороны, новые технологии дают ключ к ранее недоступным полезным ископаемым и позволяют эффективнее производить возобновляемые ресурсы (те же продукты питания). А мы учимся экономнее расходовать их и чаще пользуемся материалами повторной переработки.

И все равно маловероятно, что человечество сумеет придумать технологическое решение проблемы изменения климата, которое не потребует изменения образа жизни. Конечно, все это не означает, что нужно остановить экономический рост, чтобы не усугубить проблему. Но потребление ресурсов, особенно богатыми странами, стоило бы уменьшить — так же, как и расход энергии.

Неравенство

Когда все равны — это не есть хорошо. Но и слишком сильное неравенство — не лучший вариант с этической и экономической точки зрения. Мировой финансовый кризис 2008 года был спровоцирован и неравенством в том числе: в США доходы богачей взлетели до небес, а остального населения остались на уровне 1970-х. Последние влезали в долги, что сделало экономику незащищенной от потрясений. Результат всем известен.

В странах, где неравенство распространено, выше показатели младенческой смертности, подростковых родов, успеваемости, тюремного заключения, а также, возможно, психических заболеваний, ожирения и продолжительности жизни. Однако если неравенство в доходах слишком незначительное, это мешает людям трудиться и зарабатывать деньги. Яркий пример — социалистические страны.

Ха-Джун Чанг утверждает, что неравенство будет всегда, но есть золотая середина. А вот бедность можно искоренить — современный мир производит достаточно материальных благ, чтобы победить абсолютную бедность.

Работа

В экономике работе уделяется мало внимания. О ней вспоминают только в ее отсутствие — когда говорят о безработице. Или же рассматривают только как средство получения дохода.

Почему-то за бортом остается влияние работы на наше здоровье и психологическое благополучие. Ведь большинство взрослых проводят на работе более ½ времени бодрствования, а кто-то — и почти все. Права человека, самореализация, развитие личности и умственных способностей, общение, творчество, ощущение счастья — все это тесно связано с работой и, следовательно, экономикой как наукой.

Иммиграция

Любопытный факт: многие экономисты, кажется, даже не понимают, что противоречат сами себе. Они требуют свободного передвижения всего чего угодно, кроме людей. Да — трансграничному перемещению товаров, услуг и капиталов, нет — свободной миграции. А между тем, люди в экономике — это трудовые ресурсы.

Иммиграция выгодна не только приезжим, но и принимающему государству: иммигранты восполняют недостаток рабочей силы, вносят вклад в культуру, привносят в общество новые идеи, новое восприятие и новые способы выполнения задач. Если уезжают неквалифицированные кадры, в плюсе остается и страна-донор. А вот когда речь заходит о переезде квалифицированных специалистов, всплывает термин «утечка мозгов».

В новой книге «Как устроено экономика» вас ждет еще больше увлекательных фактов, острых проблем и путей их решения. Приятного чтения!

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх