На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонтий Букштейн
    Нашли кому верить. Это у нас вся сила - в правде. У амеров другая позиция: вся сила - в морпехах. Чуть что не по ним ...«Говорите одно, а...
  • александр муравьев
    Зачем нам нужна эта куча дерьма. Они будут везде гадить, требовать к себе особого отношения, диверсии совершать. Наш ...Арестович* расска...
  • Николай
    «Украинцы – это энергия жизни!». Какой жизни - потусторонней?«Украинцы – это э...

Союзники Гитлера: «Голубая дивизия»

Как выяснилось впоследствии, каудильо Франко оказался крайне дальновидным политиком. Несмотря на огромную помощь, оказанную ему нацистами и итальянскими фашистами, в войну с СССР он ввязываться не стал. Вместо этого он организовал набор добровольцев в «Синюю дивизию» (у нас ее принято называть «голубой») – как ее называли в связи с форменной синей рубашкой фалангистов, которая носилась вместе с немецкой формой, в которую были обмундированы добровольцы.

Среди добровольцев было много участников войны в Испании, много имевших личный счет к Советскому Союзу, чьи близкие погибли во время гражданской войны. Но были и бывшие республиканцы, которые таким образом рассчитывали избежать возможных репрессий со стороны победителей в гражданской войне.

22 июня 1941 года многие испанские правые встретили с радостью. Они верили в «крестовый поход против большевизма», многие винили СССР в деятельной поддержке республиканцев. Вербовочные пункты по записи добровольцев в вермахт открылись по всей Испании уже в конце июня. Но желающих вступить в такую часть оказалось так много, что набор завершили уже ко второму июля 1941 года.

В первый состав дивизии вошло более 16 тысяч добровольцев. Изначально она состояла из четырех полков, по штатам испанской армии, но немцы свели всех в три полка, как это было в вермахте, полки назвали «Мадрид», «Валенсия» и «Севилья». Самой же дивизии немцы дали номер 250. Помимо пехотных полков в дивизии был еще и один артиллерийский, который, в свою очередь, делился на четыре дивизиона. Кроме того, в дивизии были военные полицейские, связисты, медики, ветеринары и батальоны разведчиков и борцов с тяжелой техникой.

Кстати, в дивизии были не только испанцы, в ее составе воевали португальцы и два десятка бывших белогвардейцев служило в качестве картографов и переводчиков. 

Первым командиром дивизии стал один из наиболее доверенных помощников Франко, военачальник и государственный деятель Агустин Муньос Грандес. Он был ветераном еще Рифской войны 1920—1927 гг. (за период военных действий получил четырнадцать ранений), потом принял активное участие и в войне Гражданской. Несмотря на то, что происходил он из небогатой и скромной семьи, благодаря незаурядным личным качествам умудрился стать весьма влиятельной фигурой в политической системе франкистской Испании.

Коммунистов Грандес ненавидел. Он был сторонником куда более тесного сотрудничества с Германией и Италией, всячески поддерживал план по захвату британской военной базы на Гибралтаре. Более того, Муньос Грандес разрабатывал план этой операции, вместе с немецким адмиралом Вильгельмом Канарисом.

Грандес командовал  дивизий с лета 1941 года до конца 1942 года, после чего Франко отозвал его в Испанию - Агустин Муньос Грандес был сторонником куда более тесного сотрудничества с Германией и Италией, а каудильо к тому времени перестал верить в успех Гитлера в войне.

Второго командира «Голубой дивизии» испанцев звали Эмилио Эстебан-Инфантес. Этот военачальник поступил в пятнадцатилетнем возрасте в элитную пехотную академию Толедо, учился вместе с будущим диктатором Испании, Франсиско Франко. Также, как и предыдущий командир дивизии Грандес, Эмилио прошел тяжелую Рифскую войну, где поднялся в чинах — от лейтенанта до подполковника.

За кандидатуру Инфантеса стоял и тогдашний военный министр Испании, Хосе Энрике Варела Иглесиас. Варела вообще был англофилом и сторонником монархии. В 1942 году ситуация в самой Испании была непростой: франкисты конфликтовали с монархистами-карлистами. А тут еще и Восточный фронт не радовал: «Голубая дивизия» несла большие потери, немецкий блицкриг не удался, а Грандеса гитлеровцы всерьез рассматривали как замену Франко.

Боевые действия

С октября 1941 года до августа 1942 года дивизия занимала позиции севернее и южнее Новгорода по р. Волхов и оз. Ильмень (50 км участок фронта). Затем дивизия была переведена под Ленинград и заняла блокадные позиции в районе р. Ижора (Пушкин, Колпино, Красный Бор).

При планировании операции «Полярная звезда» (деблокада Ленинграда) советское командование рассматривало «Голубую дивизию» как слабое звено немецкой обороны. Однако, с 10 февраля по 2 апреля 1943 года «Голубая дивизия» выдержала два удара многократно превосходящих сил советской 55-ой армии и, понеся огромные потери, смогла удержать занимаемые позиции. На участке фронта под Красным Бором длиной почти в 6 километров, четыре советских дивизии (приблизительно 44 тысячи человек) и 2 танковых полка не смогли прорвать оборону испанцев (около четырёх с половиной тысяч человек). В этой операции как испанцы, так и советские войска понесли большие потери.

Из-за сильного внешнеполитического давления Франсиско Франко 20 октября 1943 принял решение о выводе «Голубой дивизии» с фронта и расформировании соединения. Однако, многие испанцы отказались возвращаться домой, и 3 ноября 1943 года уже правительство Испании приказало своим гражданам вернуться в страну. Даже после этого на Восточном фронте осталось около 2 тыс. испанцев, в основном фалангистов, из которых был сформирован добровольческий «Голубой легион» под немецким командованием. Впоследствии он вырос до трех тысяч человек, за счет добровольцев, перебиравшихся через границу Испании в районе французского города Лурд. После того, как Франко начал переговоры со странами антигитлеровской коалиции, большая часть военнослужащих «Голубого легиона» была репатриирована немцами 21 марта 1944 года, но несколько сотен испанцев отказались отправляться на родину и вступили в части СС.

Генерал Эмилио Эстебан-Инфантес, командовавший «Голубой дивизией», в своей книге «Голубая дивизия. Добровольцы на Восточном фронте» приводит следующие цифры потерь дивизии: 14 тысяч — на Волховском фронте и 32 тысячи — на Ленинградском (зима — весна 1943 года). Всего через ряды дивизии прошло до 60 тысяч добровольцев.

Михеев Сергей

Картина дня

наверх