В списке «агентов иностранного влияния» и их «пособников» в культуре, которые составила депутатская «Группа по расследованию антироссийской деятельности» (ГРАД), оказались и весьма неожиданные имена, вроде Фёдора Бондарчука или Виталия Третьякова. Последний потребовал от ГРАДовцев публичного извинения и получил ответ, что всё это, дескать, «дешёвая провокация». Тут всё запуталось окончательно...
У русского народа много метких пословиц. Например: «Глупый свистнет, а умный смыслит». Или – «Хотели то, а получили сё»... Собрались вроде талантливые, неравнодушные, любящие Родину русские люди в некую инициативную группу, назвали её грозно, созвучно военному времени – «ГРАД». Решили бороться с врагами и предателями Отечества. И набросали некий список «супостатов», который тут же «утёк» в лапы циничных журналюг. А те уж постарались "по полной": и высмеять думских активистов, и закошмарить притаившихся – дескать, гляньте, граждане, что творится – скоро к вам чёрные воронки ночью подкатывать начнут. И смех, и грех, в общем, вышел.
Напомним, ГРАД была создан по инициативе партии «Справедливая Россия - За правду». В состав группы вошли представители культуры, некоторые из которых депутаты, как режиссёр Николай Бурляев и актёр Дмитрий Певцов, а также депутаты-политики: Дмитрий Кузнецов, Иван Мусатов, Геннадий Семигин. Инициатором создания грозного объединения выступил лидер СЗРП Сергей Миронов, а одним из его руководителей стал сопредседатель партии, писатель Захар Прилепин.
На установочном заседании 3 августа ГРАДовцами было высказано немало верных, правдивых слов и определений.
Так, Захар Прилепин, открывая заседание, выразил справедливое недоумение, почему деятели «либеральной культурной публики», занимая «антинародную позицию» – то есть выступавшие против признания ДНР и ЛНР, специальной военной операции против укро-нацизма, как и ранее – против возвращения Крыма – продолжают получать госзаказы и «сидеть на бабле».
«Три миллиона человек страдают в состоянии постоянной войны, а культура в эту сторону даже не смотрит», – возмутился он.
Политолог, публицист, автор проекта «Русские супергерои» Роман Антоновский также вполне резонно заметил, что в отечественной культуре существует «либеральная мафия», которая «продвигает русофобские идеи, им не интересен Донбасс». И авторы «Столетия» об этом не раз писали.
«Принимая решения, они ориентируются на собственные вкусы и на вкусы своего окружения. Но не на интересы гражданского общества и страны. Другого объяснения у меня нет, кроме того, что это феодальная привычка не обращать внимания на холопов», – высказался Дмитрий Кузнецов. И с этим тоже не поспоришь!
Но вот, когда от обличающих слов собравшиеся перешли к целеполаганию и методам борьбы тут-то и начался какой-то дурной анекдот.
«Первая цель Группы – реализация государственной культурной политики. Цель вторая – отмена прозападной цензуры», – постулировал тот же Дмитрий Кузнецов. Ага, вот так собрались в кабинете на Охотном Ряду и начали «реализовывать» и «отменять». Ничего не напоминает? Правда, Дмитрий Вадимович уточнил:
«Наша группа занималась не художниками, не артистами, не юмористами – она занимается тем, что помогает проснуться нашей управленческой элите, то есть чиновникам и менеджерам окологосударственных предприятий... Нужно изменить систему управления культурой и медиа в нашей стране. Она реально оккупирована глобалистскими элитами…». Опять вроде все верно сказано.
Только вот некоторые постулаты депутата Кузнецова, думский мандат которому передал в своё время однопартиец Прилепин, вызывают по меньшей мере, недоумение: «Творческий человек не обязан быть патриотом. Но мы верим в покаяние, в то, что люди меняются. Если деятель культуры готов публично поддержать страдающих жителей Донбасса и наши вооруженные силы, приехать в Донбасс вне зависимости от того, что говорил в прошлом, я уверен, что наш добрый народ готов простить и принять», — заявляет парламентарий.
А уж списки, которые после того заседания «пошли по рукам» – само их составление и форма – это, конечно, уже что-то!
В списке есть «явные противники» СВО с пометкой «против» или «молчит». Фигурирует и понятие «пособник». Например, если Ургант – вражина явная, то директор «Первого канала» его до сих пор не уволивший – «пособник» Впрочем – со знаком вопроса в списке (г-н Эрнст может выдохнуть пока).
Дмитрий Кузнецов сообщил, что 4 августа в адрес Эрнста был направлен депутатский запрос на прекращение трудовых отношений с Ургантом, если тот не согласится «деятельно и публично» выступить за СВО. Также Константину Львовичу предъявили ультиматум: немедленно уволить ведущего программы «Модный приговор» «пацифиста» Александра Васильева. А главе Минцифры Максуту Шадаеву велено проконтролировать, как Первый канал выполнит требование. При всей нашей нелюбви ко всем этим персонам и критике многолетней программной политики Эрнста, такие запросы выглядят по меньшей мере странно.
Даже личный эмоциональный выплеск «батюшки-актёра» Ивана Охлобыстина, предложившего в прошлом году закрыть Первый канал «к чертовой матери», несмотря на резкость высказывания для человека в сане кажется как-то адекватнее. Как и столь же брутальное предложение Захара Прилепина «всё это телевидение забить досками наглухо» после известий об интервью со скопинским маньяком в марте на одном из телешоу. Люди творческие, имеют право на справедливые эмоции. Но когда целая депутатская группа предъявляет требование к директору Большого театра Владимиру Урину уволить режиссёра Александра Молочникова, чтобы не оказаться его «пособником»... Как не относись к этим персонам (а у нас нет никаких оснований их любить), но так серьёзные дела не делаются! Это тот самый «свисток» из поговорки в начале статьи.
В списке ГРАДа особенно интересна категория людей, маркированная пометкой «молчит». То есть они на подозрении. Среди таких подозрительных молчунов оказались... режиссер Владимир Хотиненко, советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, режиссёр Федор Бондарчук, писатель Роман Сенчин, журналист, телеведущий и профессор МГУ Виталий Третьяков.
Последний уже написал в своём Телеграмм-канале возмущённое письмо «ГРАДовцам». Вот отрывки из него:
«Сергею Михайловичу Миронову
и Захару Прилепину
Милостивые государи!
Насколько я понимаю, именно Вы инициировали создание "Группы по расследованию антироссийской деятельности в сфере культуры" (ГРАД) и являетесь то ли её руководителями, то ли патронами.
На днях из СМИ и Сети я узнал, что моё имя включено в составленный вашим ГРАДом список лиц, "занимающих антироссийскую позицию".
Во-первых, это меня удивило, так как оснований для включения меня в этот список не больше, чем для включения в него каждого из Вас. …
Во-вторых, я был возмущён. Конечно, я не собираюсь оправдываться ни перед ГРАДом, ни перед кем-либо другим, но Ваш ГРАД меня оклеветал. Кроме того, таким образом, Ваш ГРАД покусился на честь и достоинство возглавляемого мною факультета МГУ….Допускаю, что Вас, как принято выражаться, подставили Ваши помощники. Тогда ищите невежд и идиотов среди них. Но извинений я жду, естественно, не от них».
На это он уже получил в Твиттере ответное письмо от Сергея Миронова:
«v_tretyakov, добрый день! Знаю Вас как патриота и государственника, честного и порядочного человека. Появление списков группы ГРАД – не чья-то ошибка, а дешёвая провокация. Горжусь, что мы с Вами вместе стали объектами этой провокации. Достойная компания!»
Просто водевиль какой-то!
Ранее на сайте партии СЗРП появилось «Заявление ГРАД по поводу "Чёрного списка 142 деятелей культуры". В нём в частности говорится: «В СМИ попали некие списки людей из сферы медиа и культуры, которые были преподнесены общественности как "чёрные списки артистов" или "списки агентов иностранного влияния". В связи с этим ГРАД считает необходимым внести разъяснения по этому инциденту. Это списки членов жюри Большой книги и экспертных советов Фонда кино. А также стоит заметить, что это рабочие материалы, не предназначенные для глаз широкой публики, но попавшие в СМИ».
Вы уж определитесь между собой: это ваши списки с пометками или «дешёвая провокация»? А заодно выясните, кто же из вас передал их журналистам.
Также желательно понять – согласны ли вы все с мнением историка и публициста Алексея Волынца – бывшего главреда «заводной» газеты «Лимонка», которое он высказал на собрании ГРАД: «У противников надо учиться. Нам нужен наш российский, советский маккартизм». Или это тоже «провокация»? А может, не было предназначено для ушей широкой публики?
В сухом остатке всей этой нелепой истории мы имеем дискредитацию и вышучивание действительно важного и «перезревшего» для общества дела: очистки сферы публичной культуры от явной и скрытой русофобии и либерального западничества.
Которые действительно подтачивают государство, владея многими, хотя уже и не всеми, как еще недавно, рычагами влияния. И никакие Урганты, Васильевы и «Би-2» здесь ничего не решают.
Разбираться нужно не с отдельными проявлениями, а со всей непрозрачной системой госфинансирования и «верхних покровителей» – и в кино, и в театре, и на ТВ, и в шоу-бизнесе. Да так, чтобы не вызывать в обществе обратной реакции на достойное дело. Для начала, например, в той же Госдуме «концы» поискать, а то и повыше – если смелости хватит. А не искать врагов среди трепетных «пацифистов» и «молчащих» режиссёров, снимающих при этом, без громких слов, поистине патриотическое кино.
Андрей Самохин.
Свежие комментарии