На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Васильев
    Проблема в том, что возможности экспорта инфляции ек безграничны.«Я больше не знаю...
  • Михаил Гринжук
    А давайте на каждую выпущенную ракету из польши ответим  касетной ракетой по складам и базам польши.Экс-чиновник Мино...
  • Гусаров Игорь
    У хохлов кастрюль реально мозгов нет.«Украинцы – это э...

Третья реформа Анатолия Сердюкова

Сердюков показал себя хорошим реформатором налоговых органов, даже очень хорошим: поступление налогов в казну от российских корпораций резко увеличилось – дело ЮКОСа многих заставило задуматься о будущем, да и подарок в виде книги, вскрывающей схемы «налоговых оптимизаций» за подписью самого министра, показала, что играть с государством грубо уже не получится. Изменились взаимоотношения бизнеса и налоговиков, о чем я писал ранее:  Сердюков. Один из самых неоднозначных людей в нашей власти.

В начале 2007 года Путин, на конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене свою знаменитую «мюнхенскую речь». Ключевые тезисы ее звучали следующим образом:

  • Однополярный мир невозможен.
  • Когда одна держава, США диктует всему миру свою волю всему миру во всех сферах: в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере – такой порядок противен нормальным отношениям между государствами.
  • Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН.
  • НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а мы, строго выполняя Договор, никак не реагируем на эти действия». — о несоблюдении Договора об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ).
  • Что стало с теми заверениями, которые давались западными партнёрами после роспуска Варшавского договора?» — о гарантиях не расширения НАТО на восток.
  • ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран.
  • «Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня.

Выступление Путина было воспринято, как объявление войны всему мировому порядку, который основывался на мировой гегемонии США. Увидев, что в его речи руководители других стран увидели только угрозу, опустив позитивную повестку предлагаемую им, спустя пять дней Путин вызвал в свой кабинет Сердюкова, где предложил ему заняться тем, что он уже однажды сделал с Министерством по налогам и сборам – заняться реформой Министерства обороны. Стать Министром обороны РФ, первым и пока последним штатским министром обороны нашей страны.

Армия приняла его в штыки.

Он привел с собой «десант» из бывших подчиненных, работников налоговых органов, которых армейцы сразу обозвали «сердюковским гаремом». Генералам было неприятно, что какие-то бабы взяли на карандаш все расходы армии и их личные. Они называли его нехорошими словами, Сердюков платил им той-же монетой – генералы жаловались, что он называл их «зелеными человечками». Он хам, это не сложно не признать, и свысока смотрел на армию и офицерский корпус. Кстати, это во многом и стало причиной столь активной борьбы с ним, не только армии, но и околоармеской тусовки – журналистов, политиков. Во многом это стало причиной его отставки.

Но во многом он был прав. «На содержании Министерства обороны было 340 всевозможных предприятий. Например, 27 совхозов, где директор совхоза полковник. Мы всех офицеров вернули в армию. Всю эту структуру приватизировали. Продали то, что возможно продать. То, что невозможно продать, передали обратно муниципалитету» - из интервью Сердюкова, газета Коммерсант.

Когда Сердюков стал министром у вооруженных сил было «22 800 военных городков. Если вы миллион военнослужащих разделите на 23 тысячи, то увидите, что на один военный городок приходится чуть более 40 человек. А там как минимум два КПП, на которых должны одномоментно находиться два солдата. Солдат не хватало даже для того, чтобы ходить в караул.»

В США, В Индианаполисе находится Военно-морская академия США. Она ежегодно выпускает 1200 офицеров. В 2007 году российские военно-морские училища выпускали 16 тысяч офицеров. Но флот в разы меньший.

Если отвлечься от курьезов нашей армии того периода, посмотрим, в чем структурно проявлялась реформа Сердюкова. Она состояла из семи основных пунктов:

  1. Была изменена организационно-штатная структура ВС. К 2010 году были созданы 4 объединенных стратегических командования, вместо 6 военных округов. Также Сердюков пытался сформировать трехзвенную структуру управления (ОСК — бригада — батальон), вместо пятизвенной (округ — армия — корпус — дивизия). Эти изменения повысили мобильность армии и снизили нагрузку на Центральный аппарат МО и Генштаб.
  2. С 2007 по 2011 гг. более чем в два раза сократился корпус офицеров (с 350 до 150 тысяч). Во многом увольнения происходили за счёт расформирования кадрированных воинских частей, предназначенных для пополнения призывниками в случае мобилизации. Больше всего «пострадали» Сухопутные войска, структурно сокращённые на 90%. Также были сокращены почти 40 тысяч военнослужащих центральных структур Министерства обороны (с 51 до 13,4 тысяч).
  3. При этом заработная плата офицерам и солдатам контрактной службы существенно поднялась. По плану, к 2020 она в среднем должна превышать гражданскую на 20%. Появились надбавки за спортивные достижения (от 15% до 100% от оклада). В среднем достойный рядовой или сержант с опытом службы получает сегодня от 20 до 30 тысяч, а молодой офицер — от 50 тысяч рублей без учёта различных надбавок и премий. Денежный фактор снова стал существенным стимулом для поступления на военную службу.
  4. В качестве основы будущей российской армии Сердюков планировал сформировать сержантский корпус (взят пример ВС западных стран). Именно сержанты, а не офицеры должны были стать особой военной «кастой», ответственной за рядовых бойцов. Однако этого не произошло до сих пор из-за проблем с набором и текучки кадров. Сказались отсутствие перспектив карьерного роста и недостаточная проработка должностных обязанностей.
  5. Была изменена политика в области закупки вооружения и военной техники. Сердюков ввел рыночные механизмы в отношениях с ВПК, снижая закупочные цены и ужесточая контроль над исполнением контракта. Те предприятия, которые не справлялись, были оставлены без заказов. Более качественные аналоги либо совсем недоступные в России технологии закупались в Израиле (БЛА), Франции (корабли, экипировка), Италии (колесные бронемашины), в США (микросхемы КРУС «Стрелец»). Немецкие компании строили современный учебный центр для ССО. Однако западные санкции заблокировали военное сотрудничество к концу 2014 года, в результате ГПВ-2020 (основная программа перевооружения до 2020 года) к 2017 году была реализована лишь наполовину.
  6. Сердюков начал реформу военного образования в целях создания десяти хорошо оснащённых учебных центров вместо 65 военных училищ и университетов. Был начат процесс перехода военного образования на Болонскую систему с бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой в целях создания системы непрерывной профессиональной подготовки. Планировалось вывести «не армейские» (медицина, право, финансы) специальности из-под контроля военного ведомства и освободить курсантов от внеклассных занятий (уборки помещений, участия в парадах и т. п.). Эту реформу реализовать не удалось практически полностью. К моменту отставки министра в России было 17 военных вузов и 14 филиалов, а планы по сущностному изменению образования так и не были воплощены (они были запланированы на 2013−2020 гг).
  7. Сердюков планировал создать военную полицию и силы специальных операций (ССО). Военные полицейские появились лишь в 2014 году, потому что полномочия нового органа не могли согласовать с другими силовыми органами. ССО, проявившие себя в Крыму и Сирии, сформировались к 2013 году. Для них были закуплены самые современные виды вооружения и построены новые базы для подготовки.

По материалам «Новых Известий»

Все кажется правильным и привело к нужному результату – мы сейчас имеем совсем иные вооруженные силы, чем это было в начале 2000-х, почему его до сих пор так ненавидят? Хамство. Упоение властью. Неготовность прислушаться к чужому мнению. Комплекс Наполеона, наверное. Это из личностного. А по существу?

Во-первых, целью реформ Сердюкова было формирование абсолютно новых вооружённых сил как по форме, так и по сущности. Радикальные изменения должны были институционально и технически сблизить ВС РФ с западными армиями. Кстати, после отставки основные реформы Анатолия Сердюкова Шойгу не тронул. Оставил как есть.

Во-вторых, Сердюкову не удалось объяснить суть реформ ни офицерскому корпусу, не капитанам ВПК. У него не было некой карты реформ, в которой описывалась то, во что он хочет превратить Российские вооруженные силы. Ему не удалось заручиться поддержкой никого, кроме Путина, который прикрывал «храброго бухгалтера», сколько мог. Но вмешались социально-политические факторы – народное недовольство зашкаливало, закрывать глаза на это президент больше не мог.

В-третьих… Приведу пример. Создание военной полиции замедлилось, потому что силовики выступали против ослабления их полномочий. Изначально военная полиция могла помешать деятельности контрразведки (ФСБ) и военной прокуратуры в армии, переняв их полномочия. Поэтому силовики на этапе согласования «завернули» законопроект. ВДВ успешно миновали переход на бригадную структуру, так как, по мнению генерала Шаманова, его войска были всегда боеготовы, поэтому в изменениях не нуждались. Сложно было бороться с «самыми сильными» силовиками и «легендарными» командирами. Однако, есть вероятность, что ВДВ могли стать в результате реформирования еще сильнее. А тяжеловес Шойгу все-таки проломил создание военной полиции, которая блестяще показала себя в Сирии.

Наконец, ошибки в имплементации затмили прогрессивность предполагаемых перемен. Например, воинские части превращались зимой в полосу препятствий, потому что уборка территорий солдатами была запрещена, а адекватная гражданская служба уборки не была создана. Сокращения офицеров проводились по сухим показателям, без анализа профессионализма и должностной надобности. Поэтому часть молодых офицеров отказывалась подниматься по служебной лестнице (из-за повышения нагрузки, но не зарплаты), тогда как другим предлагали сержантские должности. Из-за этого в цепи управления войсками появилась кадровая пробоина. Ухудшали ситуацию публичные скандалы, когда Сердюков в хамской манере общался с подчиненными и неуважительно высказывался о военных. В таком консервативном институте, как армия это должно быть недопустимо.

В целом реформа Сердюкова, как и многие другие, реализовалась едва наполовину. Во многом в неудачах своих виноват сам реформатор. Но ему дали еще один шанс. Сейчас он первое лицо в "Объединенной авиастроительной корпорации". Все говорит о том, что Сердюкова Путин снова бросил «на реформу». Реформируя армию, он получил колоссальный опыт, в том числе и негативный. Понял, как нельзя действовать. Надеюсь, он сможет не совершать столь явных ошибок и будет более успешен в новом качестве. Тем более, что последние события показывают, что авиастроение России нуждается в реформах.

Михеев Сергей

Картина дня

наверх