На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 173 подписчика

Свежие комментарии

ВВП: выйти в рост не так-то просто

Данные Росстата о структуре динамики ВВП за первый квартал 2014 года говорят об ухудшении состояния всех без исключения секторов экономики. А основная макростатистика за апрель-май не позволяет сделать вывод о том, что спад прекращён.

Росстат подтвердил свою предыдущую оценку роста российской экономики в первом квартале 2014 г.

на уровне 0,9% (по отношению к первому кварталу 2013 г.) и дал соответствующую разбивку по видам экономической деятельности. На основе опубликованных данных мы можем сделать два принципиальных вывода. Во-первых, Росстат по-прежнему считает, что падение в первом квартале после устранения сезонности составило всего 0,3%, тогда как наша оценка (падение на 1,5%, обе цифры – в квартальном выражении) пускай и выглядит гораздо радикальнее, но более обоснована инструментально и лучше согласуется со всеми остальными данными (включая данные о структуре роста самого ВВП и по выпуску базовых отраслей).

 Во-вторых, в первом квартале этого года ухудшили показатели деятельности все основные сектора экономики, пускай и причины ухудшения у многих разные. Это и эффект очень высокой базы четвёртого квартала в промышленности, и завершение сбора относительно хорошего урожая, и завершение сочинской стройки, и…, вероятно, украинские события. Так или иначе, из всей разбивки производства ВВП улучшился показатель роста лишь по одному виду деятельности – «Финансовая деятельность». Странно? Ничуть! Всё дело в методологии – валютная паника привела к массовому снятию депозитов населением и бизнесом, а при примерно прежней динамике кредитования это даёт «плюс» к «выпуску» по этому виду деятельности (то есть на деле хорошего в таком результате мало). В остальных крупных секторах негатив налицо: вклад агросектора в прирост ВВП в первом квартале (к предшествующему кварталу, сезонность устранена) изменился с +0,10 п.п. кварталом ранее на -0,19 п.п., промышленности – с +0,31 на -0,35 п.п., строительства – с +0,04 на -0,35 п.п., оптовой и розничной торговли – с -0,04 на -0,28 п.п., транспорта и связи – с +0,06 на -0,17 п.п., вида деятельности «недвижимость, аренда и предоставление услуг» – с +0,23 до +0,08 п.п. Даже сектор государственных услуг, полностью проиграл рост последнего квартала прошлого года.

Судя по всему, в апреле-мае под влиянием разворачивающегося украинского кризиса ситуация продолжила качественно ухудшаться. В апреле выпуск базовых видов экономической деятельности сократился на 0,1%, а в мае – вырос не более чем на 0,4%, но сколь-нибудь значимый рост наблюдался только в транспорте.

Промышленность в мае притормозила рост – до 0,2% с 1,1% в апреле, что обусловлено не только завершением возврата к естественным уровням производства в инфраструктурном секторе (зимой и весной был сильный спад из-за тёплой погоды и слабого спроса), но и остановкой роста в добыче (0,0% в мае) и обработке (0,2%). Ухудшение ситуации в промышленности могло быть связано как минимум с двумя факторами.

Во-первых, в мае продолжил ухудшаться инвестиционный спрос. И если общий объём инвестиций в основной капитал по сравнению с апрелем не изменился (хотя падение год к году по-прежнему велико – 2,6%), то строительство, доля отечественного производителя в котором гораздо выше, чем в оборудовании, сократилось ещё на 2,8% (а относительно мая прошлого года падение составило 5,4%) – Во-вторых, потребительский спрос также ослаб. Оборот розничной торговли в мае не изменился (после снижения на 0,2% в апреле). Причём объяснить это только возросшей инфляцией трудно, поскольку, если верить статистике Росстата, рост цен на продовольствие ускорился гораздо сильнее, чем на непродовольственные товары, а более сильное ухудшение темпов роста товарооборота в апреле и мае произошло именно в непродовольственном сегменте. Похоже, налицо охлаждение после ажиотажного роста спроса в марте, тем более что и доходы населения растут довольно медленно.

Правда, что будет происходить со спросом на продукцию российской промышленности в ближайшие месяцы, непонятно, поскольку будущая обстановка будет определяться сразу несколькими факторами. Первое, продолжил нарастать дисбаланс в автомобильной промышленности. Продажи новых автомобилей в апреле и мае резко упали (на 6,1 и 4,4% соответственно, к предыдущему месяцу, сезонность устранена). В результате годовые темпы падения достигли 7,6 и 12,2% соответственно, а президент АвтоВАЗа ожидает снижения продаж автомобилей завода по итогам года на 10–15%. При этом производство автотранспортных средств по-прежнему находится на восходящем тренде (замедление в апреле и мае несущественно), а годовые темпы роста в последние месяцы доходят до 15–20%. Неудивительно, что автодилеры уже начали жаловаться АвтоВАЗу на забитые нераспроданными автомобилями склады. Исходя из этого, мы предполагаем, что всю автомобильную промышленность (а это не только отрасль «производство транспортных средств и оборудования», но и металлургия, производства пластика, химии и пр.) ждёт очередной период спада (насколько продолжительный – не знаем).

Второе, рост добычи и обработки в 2013–2014 гг. происходил на фоне хорошего внешнего спроса на российские нефтепродукты: рост физических объёмов экспорта в январе-апреле 2014 г. относительно соответствующего периода 2013 г. составил 18%. Причём основное ускорение началось во втором полугодии прошлого года. Мы склоняемся к тому, что наблюдаемое наращивание экспорта в ближайшие полгода может выдохнуться – произойдёт либо стабилизация объёмов поставок, либо даже их сокращение.

Третье, инвестиционная пауза может затянуться на несколько лет, а это лишает промышленность одного из былых драйверов. Четвёртое, и, возможно, на самом деле самое важное. Происходящее в последние дни постепенное снятие напряжения вокруг украинского конфликта в случае закрепления этих политических достижений может оказаться значимее всех вышеуказанных факторов. И в этом случае мы действительно можем выйти на темпы роста экономики до… 2% в год, начиная с 2015 г. (темпы выше 1,0% в текущем году нам вряд ли светят).

Фото: Shutterstock.com

Картина дня

наверх