На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 201 подписчик

Свежие комментарии

  • Юна
    Раз они до сих пор существуют, значит, это нужно мировой закулисье. Их же кто-то спонсирует.В Швейцарии назва...
  • Светлана Ефименко
    это уже совсем переходит все границы!с ними не надо разговаривать и убеждать к стенке или еще лучше всего в дурку на ...В Швейцарии назва...
  • Сергей Карабухин
    !!! В реальности на Украине погибло с 2014 года – более 2 000 000 человек! ..А инвалидов на Украине – исчисляется мил...В Киеве объяснили...

Тревожный возраст: каким будет Интернет через пять лет?

7 апреля 1994 года для России был зарегистрирован домен .ru. Как изменились интернет-технологии с тех пор? И что нас ждет дальше?

Первые шаги. В 1990-е годы в России появился идейный наследник сети ARPANET, разработанной в 1960-е годы в США как средство связи между компьютерами территориально удаленных исследовательских центров.

Назывался он Интернет. Это был пул технологий, которые позволили потеснить многие решения для удаленного взаимодействия.

Так, электронная почта с точки зрения отправки сообщений оказалась намного эффективнее, нежели обычная почта или телеграф, требующие существенного времени для передачи сообщения и поддающиеся намного большему влиянию человеческого фактора. А стек протоколов TCP/IP, позволяющий разбивать данные на пакеты и использовать для их передачи специальную адресацию (так называемые IP-адреса), до сих пор является краеугольным камнем Интернета.

С середины 1990-х к ученым и преподавателям, а затем и студентам университетов стали присоединяться и обычные интернет-пользователи. В те времена, впрочем, для подключения они в основном использовали диал-ап модемы, чудовищно медленные с современной точки зрения.

Прорывные 2000-е. С ростом сети появилась необходимость в эффективном поиске информации, и основанная в 1998 году компания Google разработала систему, ставшую лидером на рынке. Ее особенностью стал поиск информации из структуры Интернета и клубка гиперссылок, а не только из содержимого отдельных страниц. Точно так же в середине 2000-х компания Facebook положила начало эпохе социальных сетей.

Тогда же устройства с доступом в Интернет стали уменьшаться в размерах и становиться намного разнообразнее — от ноутбуков и нетбуков до смартфонов. Такой мобильной революции способствовало и развитие протоколов связи: 3G в 2000-х, 4G — в начале 2010-х. В настоящий момент возможностью подключения к Интернету и взаимодействия друг с другом в сети обладает множество самых неожиданных устройств, вплоть до чайников и пылесосов, что является основой концепции интернета вещей (IoT — Internet of Things).

Необходимо отметить также, что после 2000 года многие страны, от Китая и России до Евросоюза, начали строить собственные юридические и технические платформы, формирующие Интернет согласно местным правилам. В частности, в России действует федеральный закон 2014 года, требующий хранить все данные россиян из онлайн-сервисов внутри страны.

Технологии будущего. В конце 2010-х в условиях достаточного развития технической базы существенную роль в развитии Интернета стали играть технологии искусственного интеллекта. Большая часть ресурсов сети сейчас в том или ином виде использует машинное обучение, будь то рекомендательные сервисы, средства для автоматического перевода, чат-боты или системы распознавания изображений.

Активно внедряемые сейчас технологии быстрой беспроводной связи 5G и машинного обучения в ближайшие пять лет позволят совершить существенный шаг в областях дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) и интернета вещей. Развитие IoT приведет к превышению количества устройств IoT в сети над живыми пользователями (по прогнозам, к 2025 году устройств в сети будет в 16 раз больше, чем людей) и необходимости разработки новых интерфейсов для взаимодействия с такими устройствами. Эту необходимость уже сейчас можно понять, вспомнив, как специфично приходится общаться с ботами в чатах или по телефону.

Что дальше? Количество пользователей сети также вырастет, поскольку пандемия COVID-19 подтолкнула переход в сеть многих процессов, которые ранее выполнялись в реальной жизни: дистанционное образование, сервисы доставки, запись к врачу и т.д.

Развитие алгоритмов искусственного интеллекта, способствуя передаче персонализированного контента, увеличивает кластеризацию пользователей. В итоге пользовательский опыт определяется не столько самим человеком, сколько алгоритмами, анализирующими его предпочтения, и эта тенденция будет только усиливаться. Специфика алгоритмов искусственного интеллекта также снижает ценность персональных данных — с точки зрения машинного обучения большую ценность представляют большие наборы обезличенных данных, в том числе синтетических — тех, которые генерируются искусственно для улучшения алгоритмов машинного обучения.

В ближайшие годы увеличится объем облачных вычислений. Вырастет количество и объемы масштабируемых центров обработки данных, позволяющих получать доступ к своим ресурсам через сеть и удаленно предоставляющих программное обеспечение для выполнения вычислений или игр.

Разумеется, в условиях стремительного перехода жизни в онлайн следует ожидать появления новых регуляторных мер в виде законов, регламентирующих сетевое взаимодействие. Уже сейчас возникают крупные конфликты, связанные с деятельностью IT-корпораций, например требование правительства США продать TikTok или антимонопольный иск к Google. Юность Интернета уже прошла и, вполне возможно, ему придется в той или иной форме пережить кризис среднего возраста.

Виталий Красиков, научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Картина дня

наверх