К 1920 году стало ясно, что белое движение фактически проиграло Гражданскую войну, сохранив лишь «островки» — Крым и Забайкалье. Серия поражений привела к тому, что от поддержки белогвардейцев официально открестилась... Великобритания! Русскую армию П. Н. Врангеля продолжали поддерживать только французы (чтобы помочь своим «протеже» — полякам).
Но самих белогвардейцев перспектива быть «защитниками Польши» не очень устраивала. Тем более, что дипломатический корпус Врангеля возмущался отношением поляков к русским, даже к офицерам и дипломатам.
Интересны в этом плане мемуары врангелевского и деникинского дипломата Георгия Николаевича Михайловского. Он отмечал, что белым представителям Врангеля пленные красноармейцы были куда как ближе, чем польские «друзья». А белые офицеры в Севастополе радовались (!) победам РККА над поляками. А потом... сами шли воевать с красными, парадокс.
Но это еще не самое любопытное. Дело в том, что Великобритания, которая ранее помогала снарядами и танками Колчаку и Деникину, теперь требовала от белых, фактически, «почетной капитуляции». Мол, сдавайтесь, просите у большевиков амнистию. А за пределы Крыма вообще не выходите, нам это не нужно. И как-то раз дипломаты Врангеля получили очередное такое требование от британцев. Дальше я просто процитирую, настолько это невероятная история:
«...когда была получена очередная резкая нота Ллойд Джорджа по русскому вопросу с предложением Врангелю не переходить за Перекопский перешеек, один из молодых чиновников, Алешин, рекомендовал ответить на неё объявлением войны Англии и предложить советам начать совместно с Красной Армией военные действия против Великобритании...
...характерно, что в течение нескольких часов Трубецкой и Татищев, опытные дипломаты, руководившие в тот момент дипломатическим ведомством Врангеля, самым серьезным образом обсуждали предложение Алешина...» (с) Г. Н. Михайловский. Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства. 1914-1920. Книга 2.
Затем Михайловский делает выводы: многие «последние белогвардейцы» сомневались уже не только в своей победе, но и в необходимости вообще продолжать борьбу против большевиков. Ведь борьба эта зашла слишком далеко: Антанта белых откровенно «кинула», теперь РККА воюет с поляками, тогда как Русская армия Врангеля фактически... полякам помогает. Таких мыслей не было при Деникине и Колчаке, но теперь, когда у белых остался только Крым и «союзники-поляки», предложение Алешина не казалось таким уж фантастическим.
Дальше Михайловский упоминает, что предложение Алешина о совместной с красными борьбе против британцев обсуждалось вплоть до признания французами врангелевского правительства. После этого, рассуждать о войне с союзниками Франции стало как-то неудобно.
«В сущности говоря, предложение Алешина сводилось к капитуляции перед Советами под весьма благовидным с «национальной» точки зрения предлогом...» (с) Г. Н. Михайловский.
Интересно, конечно, как бы отреагировали на такое предложение большевики? Как известно, в то время они готовы были признавать «национальные республики» и договариваться с иностранными державами о торговле, широко использовали «альтернативных левых» (хотя и под жестким контролем и с дальнейшим запретом на деятельность всех прочих движений). С другой стороны, вражда белых и красных вряд ли могла закончиться «примирением», плюс военные, скорее всего, быстро «урезонили» дипломатов. Но сама ситуация интересная...
Темный историк. ЯндексДзен.
Свежие комментарии