На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

15 напутствий от гениального педагога Антона Макаренко

С 1920 по 1932 год Антон Семенович Макаренко руководил колониями для малолетних правонарушителей, и ни один из его воспитанников не вернулся к воровству. При жизни советская власть считала его «педагогом авторитарного склада», а после смерти канонизировала, сделав «классиком советской педагогики». Систему Макаренко до сих пор изучают и используют во многих странах мира.

Антон Макаренко будучи руководителем колонии достаточно быстро осознаёт беспомощность научного подхода в работе с реальными людьми. Здесь происходит окончательный разрыв его с психологией и педологией. Методику приходится выстраивать на ходу, методом проб и ошибок. Одна из главных его находок — процесс воспитания можно превратить в технологию, при этом сохранив индивидуальность каждого субъекта воспитания.

Его педагогика основывалась на следующих столпах.

Забытое прошлое. Для Макаренко было не важно, за что ребёнок или подросток попадал к нему в колонию. Их отношения начинались с чистого листа. Главное было — не кем ты был, а кем ты являешься сейчас, не что ты делал, а что ты конкретно сейчас делаешь и готов сделать для себя и для колонии.

Дело. Колонисты в рамках процесса воспитания получали реальные навыки, которые им могли пригодится в жизни после выхода из колонии. Трудовые отряды различных направлений, собственное сельское хозяйство, освоение сложных технических специальностей. Каждый нёс ответственность за свою зону деятельности.

Ядро коллектива. Создав условия взаимного уважения, в колонии сформировалось ядро коллектива. Колонистов уже воспитывал не воспитатель а принятые социальные нормы и одобрение или неодобрение социума.. Авторитетные колонисты, внутренне принимающие и исповедующие ценности колонии, как ядро коллектива — выполняли роль «закваски», которая пропитывала вновь прибывших колонистов. Дети самостоятельно доносили друг до друга новые правила жизни на своем языке. Для этого и в трудовых отрядах находились дети разных возрастов, чтобы младшие или новенькие получали образец для подражания.

Самоуправление. Наличие ядра коллектива и ясных и понятных отношений и перспектив позволило внедрить принципы самоуправления в колонии. Многие решения по формированию трудовых отрядов, их комплектации, составу и функции формировались лидерами групп изнутри.

Формат. Коллективный формат предполагает отлаженную дисциплину, которая была необходима для выживания колонии как организма. Чёткий распорядок дня и наличие строгих правил способствует формированию духа единения. При этом стоит отметить, что Макаренко вводит не только запретительные нормы, такие как « не толкаться», «убираться», «вставать вовремя», но и поощрительные, связанные с праздничными парадами и организацией театральных выступлений.

Равенство. Макаренко и воспитатели колонии жили в равных условиях и все отсутствие пропитания или одежды было общей проблемой как для воспитанников, так и для воспитателей. Совместное решение насущных проблем цивилизованными методами выстраивало доверительные отношения между ними.

Благодаря его авторской методике даже самые «запущенные» дети и подростки перевоспитывались и становились уважаемыми личностями. Чем не повод современным родителям взять его подход на вооружение?
Прежде чем вы откроете его «Педагогическую поэму», познакомьтесь с цитатами, которые нам показались крайне мудрыми и полезными.

15 напутствий от гениального педагога Антона Макаренко

— «Хотите развратить душу вашего ребенка? Тогда ни в чем ему не отказывайте. И со временем вы поймете, что растите не человека, а кривое дерево».

— «Тормозить себя нужно на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку… Человек без тормоза — это испорченная машина».

— «Вы должны знать, с кем он дружит, с кем и во что играет, как он относится к школе и учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе».

— «Девушку нужно учить, чтобы она даже приятных ей молодых людей встречала с некоторым перцем».

«Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

— «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым — это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».

— «Не самодурство, не гнев,  не крик, не мольба, не упрашивание, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины…А если вы еще научитесь различать действительные и фиктивные потребности детей, то вы и сами не заметите, как ваше родительское распоряжение сделается самой милой и приятной формой дружбы между вами и ребенком».

— «Ваше собственное поведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

— «Ребенок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

— «Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания».

— «Воспитание детей — это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни. Я как раз видел всегда, что там, где воспитание идет без напряжения, там оно удается».

— «В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с ней. Она может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом».

— «В некоторых случаях необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам».

— «Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И, наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх