На днях Государственная Дума приняла закон об общественном контроле при управлении многоквартирными домами. Он предусматривает создание общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг. Общественные объединения, говорится в документе, могут участвовать в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
В частности, такие организации смогут направлять заявления о фактах нарушений прав потребителей в госорганы и участвовать в проведении экспертиз по этим фактам.Привлечение общественности к контролю, в данном случае за сферой ЖКХ, можно рассматривать как традиционное решение властей, когда административными методами не удается справиться с горой накопившихся проблем. По данным доклада, подготовленного Центром изучения региональных проблем (ЦИРП), на начало 2014 года задолженность за услуги и ресурсы ЖКХ в целом по России составила 886 млрд рублей. Эта цифра практически совпадает с дефицитом консолидированного бюджета РФ в прошлом году (848,7 млрд рублей).
Долги предприятий ЖКХ перед поставщиками электроэнергии, газа и воды за последние шесть лет выросли в три раза, и данную тенденцию в целом переломить не удается.
По данным Национальной службы взыскания, за первые пять месяцев 2014 года задолженность за жилищно-коммунальные услуги выросла еще на 10% и составила на 1 июня уже 901 млрд. рублей.
В СМИ основным неплательщиком зачастую выглядит население, но это не так. Доля граждан, которые полностью и своевременно оплачивают услуги ЖКХ, составляет 92-93%. Основной объем неплатежей перед поставщиками ресурсов приходится на управляющие компании (УК), которым, в свою очередь, не платит не столько население, сколько государственные и муниципальные предприятия. В отличие от частных лиц, с неплательщиками-предприятиями сделать ничего нельзя в принципе (не отключать же от водоснабжения детские сады, а у отвечающих за них муниципалитетов денег на счетах нет и не будет).
Ситуацию осложняет тот факт, что поставщики ресурсов − последние, с кем расплачиваются УК. В докладе ЦИРП говорится, что задолженность УК перед поставщиками ресурсов увеличилась с 61% общей задолженности в 2005 году до 83% в 2013 году. За эти же годы доля долга перед бюджетом и внебюджетными фондами снизилась с 27% до 7%. Долгов перед банками УК к сегодняшнему дню практически не имеют, что свидетельствует о специфических возможностях российских банков истребовать свои долги. Ресурсники же могут рассчитывать лишь на судебное решение по наложению штрафа на УК-должника в размере 1/300 ставки рефинансирования за день просрочки.
Когда долгов накапливается слишком много, УК объявляют себя банкротами. Так, в регионах участились случаи с «клонированием» УК. Когда на том же жилом фонде с тем же директором, но другими реквизитами, создается новая, свободная от долгов компания, которой передают средства производства, бывшие «в аренде» старой компании. И цикл накопления долгов начинается сначала. В такой ситуации о своевременном ремонте и тем более модернизации мощностей отрасли говорить не приходится, латаются только самые гнилые места, да еще ликвидируют аварии. МЧС в своих прогнозах возникновения чрезвычайных ситуаций в сфере ЖКХ основными причинами возможных инцидентов традиционно называет высокий процент износа сетей и их перегруз.
Масштабы нарастающих проблем в ЖКХ, кажется, осознаются властями. Напомним, что 20 января нынешнего года глава государства поручил Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД РФ принять «исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере ЖКХ». В конце мая уже правительство поручило органам исполнительной власти субъектов РФ до 1 сентября погасить задолженности за услуги ЖКХ и энергоресурсы. На встрече с представителями ОНФ с президентом в апреле был поднят вопрос о ЖКХ, а в начале июня на совещании в Архангельской области Владимир Путин в очередной раз призвал решительнее бороться с долгами.
И вот теперь на ЖКХ готовятся бросить общественность. Новые органы контроля, скорее всего, помогут снизить объем открытого криминала в отрасли. Но решить проблему неплатежей общественники не в состоянии. Нужны принципиальные изменения в существующем законодательстве и практике финансирования государственных и муниципальных предприятий, делают вывод авторы доклада. Пока же, на мой взгляд, можно прогнозировать лишь ухудшение ситуации.
Фото: Shutterstock.com
Свежие комментарии