На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 126 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    НАЦИСТСКИЕ  УБЛЮДКИ  уже и баб  НЕ ЖАЛЕЮТ , ЛИШЬ  бы свою ФАШИСТСКУЮ ШКУРУ СПАСТИ  да  ЧАД СВОИХ  с  НАВОРОВАНЫМ ...!!!На Украине хотят ...
  • ФинамИнфо
    Ошибка по-Фрейду?На Украине хотят ...
  • Ирина Александровна
    Надо восстановить уничтоженные данные и хранить в российских архивах! Хакеры, где вы?Пентагон уничтожа...

Пять невероятных зданий, которые должны были появиться в Москве, но их так и не построили

Как выглядели эти необычные сооружения? Где их планировали построить? Почему некоторые из них кажутся невероятными даже сейчас? Какой из проектов, хоть и в изменённом виде, мы всё-таки можем лицезреть в наше время? А также - почему все эти невероятные здания так и не появились на улицах Москвы? Об этом и не только расскажу сегодня.

Дом Аэрофлота

В 1930-х годах предлагалось немало смелых архитектурных решений. В первую очередь, новые здания отличались крупными размерами и невероятно богатым декором. Одно из таких сооружений должно было появиться у площади Тверской заставы. Между железной дорогой и Бутырским валом планировали возвести Дом Аэрофлота. Разместить здание именно тут решили, потому что здесь начинался Ленинградский проспект (тогда - шоссе). По этой дороге можно было как раз доехать до Центрального аэродрома в районе Ходынского поля.

Эскиз Дома Аэрофлота в цвете, 1935. Картинка отсюда: https://architip.livejournal.com
Эскиз Дома Аэрофлота в цвете, 1935. Картинка отсюда: https://architip.livejournal.com

Есть и другая версия. Возможно, Дом Аэрофлота хотели построить в качестве архитектурного памятника мужеству лётчиков и моряков в Заполярье. Речь идёт, конечно же, о ситуации, которая произошла с ледоколом "Челюскин" в арктических водах в 1934 году. Тогда экипажу во главе с Отто Шмидтом пришлось некоторое время дрейфовать на льдине. Спасти участников экспедиции удалось как раз-таки благодаря отважным действиям лётчиков.

Картина, показывающая эвакуацию экспедиции. С сайта https://goarctic.ru
Картина, показывающая эвакуацию экспедиции. С сайта https://goarctic.ru

Проект здания создал Дмитрий Чечулин в 1935 году. Причём занял этот процесс у архитектора всего 2,5 месяца. Дом Аэрофлота был похож на огромный дворец. Его украсили семь крупных арок. На каждой из них были статуи лётчиков-героев. На самом верху располагалась скульптура Икара с крыльями. Также было много лепных и рельефных украшений. Однако история сложилась так, что воплотить в жизнь проект дома не удалось.

Проект Дома Аэрофлота, 1935. Картинка отсюда: https://lobgott.livejournal.com
Проект Дома Аэрофлота, 1935. Картинка отсюда: https://lobgott.livejournal.com

Одни исследователи считают, что причиной стала смена руководителей некоторых ведомств. Другие историки полагают, что такое огромное здание просто не уместилось бы на площади у Белорусского вокзала. Интересно, что в итоге Дмитрию Чечулину всё-таки удалось реализовать свою задумку, хоть и частично. Спроектированный им Дом Правительства очень похож формой на сооружение, которое мы видим на эскизах 1935 года. Правда здесь уже не было столь богатых украшений.

Дом Правительства (Здание Верховного Совета РСФСР), 1981. С сайта www.pastvu.com..
Дом Правительства (Здание Верховного Совета РСФСР), 1981. С сайта www.pastvu.com..

Заголовок

Сегодня мы все привыкли, что у Киевского вокзала находится ТЦ "Европейский". До его появления там была просторная площадь. Её утрата вызывает грусть у большого количества москвичей. Но мало кто знает, что построить здесь торговый центр хотели ещё в 1937 году. Правда располагался бы он ближе к самому вокзалу. Там, где в наше время находится наземный вестибюль станции "Киевская" Кольцевой линии. Проект здания создал архитектор Е.И. Катонин. Первый этаж занимали стеклянные витрины.

Проект торгового центра около Киевского вокзала, 1937. Картинка из книги "Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941" под ред. Н.Н. Броновицкой.
Проект торгового центра около Киевского вокзала, 1937. Картинка из книги "Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941" под ред. Н.Н. Броновицкой.

Изогнутый фасад был визуально разделён на квадраты с диагональными линиями. Это позволило бы добиться красивой игры света и тени в хорошую погоду. Вдоль наружных стен планировали разместить массивные арки. Их вершины украсили бы статуями героев труда. Архитектура чем-то схожа с Домом Аэрофлота, о котором я писал выше. К сожалению, необычный проект комиссия отклонила. Причина была в том, что архитектор якобы формально подошёл к решению поставленной перед ним задачи, не предложив чего-то интересного.

Очень смелая идея

Следующее сооружение должно было появиться рядом с Красной площадью, чуть дальше ГУМа. Проект здания Наркомата тяжёлой промышленности создал архитектор Иван Леонидов. Это была конструкция неимоверных размеров. Зодчий считал центром Кремля Соборную площадь. Поэтому решил создать нечто похожее, но уже в новом исполнении. Сооружение состояло из трёх башен разной высоты.

Разместить такую огромную конструкцию (справа) на фоне исторической застройки Кремля - смелая идея. Картинка отсюда: http://arch-grafika.ru
Разместить такую огромную конструкцию (справа) на фоне исторической застройки Кремля - смелая идея. Картинка отсюда: http://arch-grafika.ru

Первая имела прямоугольную форму и была обращена к Красной площади. В качестве материалов предлагалось использовать сталь и стекло. Вторая башня являлась круглой. Чтобы создать контраст с более угловатой "соседкой". Здесь уже в ход бы пошёл в основном кирпич. Но не обычный, а стеклянный. Вечером с подсветкой это должно было смотреться красиво, по замыслу архитектора. Третья конструкция представляла собой нечто среднее между первыми двумя башнями. То есть соединяла всю композицию воедино.

Проект Наркомата тяжёлой промышленности И.И. Леонидова, 1934. Это галерея, листайте. Картинка отсюда: http://arch-grafika.ru
Башни крупнее. Картинка отсюда: http://arch-grafika.ru
Штука в левом нижнем углу первой картинки крупнее и в цвете. Изображение отсюда: http://arch-grafika.ru
Проект Наркомата тяжёлой промышленности И.И. Леонидова, 1934. Это галерея, листайте. Картинка отсюда: http://arch-grafika.ru

Интересно, что сам Леонидов считал, что здание Наркомата тяжёлой промышленности заслуживало стать центральным в Москве. На него должны были равняться архитекторы при создании новых сооружений. Позиция довольно опасная. Ведь тогда как раз проектировали Дворец Советов. По задумке чиновников, главным зданием города должен был стать именно он. В итоге проект Леонидова так и остался на бумаге. Официальными причинами стали подражание западной архитектуре, а также игнорирование экономической стороны вопроса (идеи оказались очень дорогими). Позже были и другие проекты Наркомата тяжёлой промышленности. Но тот, что предложил Леонидов, являлся самым смелым.

Дворец Техники

В начале 1930-х годов советские чиновники мечтали построить в Москве Дворец Техники СССР. В нём бы разместилось всё: научные лаборатории, библиотеки, музеи, кинозалы, мастерские, пространства для лекций и многое другое. Всего планировалось разделить деятельность учреждения на 17 секторов, по числу отраслей народного хозяйства на тот момент. Предполагалось, что комплекс будет иметь возможность принимать до 60 тысяч посетителей каждый день.

Проект Дворца Техники Т.Н. Макарычева, Н.Н. Селиванова, В.В. Вильфзона и др. С сайта http://old.ihst.ru
Проект Дворца Техники В.Н. Крестовникова, А.С. Фуфаева. С сайта http://old.ihst.ru
Проект Дворца Техники А. Самойлова, Б. Ефимовича.
Проект Дворца Техники Т.Н. Макарычева, Н.Н. Селиванова, В.В. Вильфзона и др. С сайта http://old.ihst.ru

Разработку проекта начали в 1933 году. Но единый вариант сооружения так и не утвердили. Поэтому мы с вами посмотрим сразу несколько. Рабочая группа, которая занималась разработкой идеи, очень просила руководство предоставить им участок в районе Бутырского хутора. На реализацию такой мощной идеи требовалось много места. Но чиновники сначала выделили площадку вдвое меньше на Фрунзенской набережной, напротив Парка Горького. А потом и её забрали, решив строить там жилые дома. В 1935 году рабочую группу распустили. О самом Дворце Техники просто забыли.

Бегущая строка на высоте

Здание ТАСС, которое располагается на пересечении Тверского бульвара и Большой Никитской улице само по себе весьма оригинальное. Оно появилось в 1977 году. Тем не менее, о строительстве офиса для ведомства задумывались ещё в 1930-х годах. Только, во-первых, сооружение хотели разместить на пересечении Тверского бульвара и одноимённой улицы. А, во-вторых, внешний вид конструкции представляли себе совсем иным.

Проект здания ТАСС архитектора Ильи Голосова, 1936. Картинка отсюда: https://tver-bul.livejournal.com
В итоге здание ТАСС получилось таким, 1980-1985. Фото с сайта www.pastvu.com.
Проект здания ТАСС архитектора Ильи Голосова, 1936. Картинка отсюда: https://tver-bul.livejournal.com

Проект 1936 года, который создал архитектор Илья Голосов, предусматривал возведение огромной башни (минимум в 20 этажей). Богатый декор с колоннами и массивными скульптурами должен был сочетаться с новыми технологиями. Например, световым табло, где по бегущей строке можно было прочитать последние новости. Также в здании предусматривались скоростные лифты и парковка. Однако замысел так и не воплотили в жизнь.

О Москве нескучно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх