На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 265 подписчиков

Свежие комментарии

  • Маргарита Еремина
    А самое интересное - в ВУЗ без экзаменов..Любой дебил получит высшее образование и - в министры!Первая девушка, п...
  • Дмитрий Фактурович
    Пора его наткнуть на его же тризуб. Думаю, что герб недоразумения под названием Украина, как раз хорошо войдет уёбку ...«Терпение на исхо...
  • Стефания Новак
    Глупая девочка, еще ребенок, война не игра и на том свете не понадобятся тебе 24 тысячи долларов и ипотека тоже не по...Первая девушка, п...

Новые правила госзакупок в ИТ: будет ли эффект?

 

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 16 ноября подписал постановление за номером 1236, которое устанавливает запрет на допуск иностранного ПО к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Попробуем поразмышлять, как это нововведение отразится на российском ИТ-рынке и в каком объеме отечественные производители готовы заместить импортные ИТ-продукты.

Итак, с 1 января 2016 года госорганы обязаны приобретать российское ПО, а при отсутствии отечественного программного продукта с необходимыми функциональными, техническими и (или) эксплуатационными характеристиками потребность в иностранном софте нужно обосновывать письменно. Если обоснования не сочтут убедительными, то закупка будет заблокирована. Российский софт государственные предприятия и учреждения будут выбирать из единого реестра отечественного ПО.

В настоящий момент этот реестр формируется, приказ о создании и составе экспертного совета появился только 31 декабря, а первое заседание экспертного совета прошло буквально на днях. По официальным заявлениям министра связи, на нем должны были обсудить порядка 150 российских программных продуктов, поэтому ИТ-сообщество находится в ожидании публикации этих заявлений.

Что касается общего положения на российском ИТ-рынке, то в настоящее время зависимость России от иностранных производителей ПО очень велика, рынок буквально монополизирован крупными зарубежными компаниями. По данным Минкомсвязи, в отдельных сегментах доля иностранного ПО достигает 90-100%. В условиях высокой волатильности национальной валюты причины импортозамещения носят, прежде всего, экономический характер — стоимость российских продуктов, как правило, ниже, и, как и бюджеты, исчисляется в рублях.

Технически все иностранное ПО можно заменить на российское, но в ряде случаев в такой замене нет здравого смысла. Да и Минкомсвязи такой цели не ставит. Например, если перевести рабочие системы предприятия на ОС Linux при использовании Windows-приложений, то из-за несовместимости прикладного и системного слоев они просто могут не заработать.

В каких областях действительно стоит отдавать предпочтение отечественным разработкам? Это, к примеру, информационная безопасность. Некоторые иностранные продукты просто не могут быть сертифицированы, а если и могут, по каким-то отдельным критериям, то сразу существенно вырастают в цене. Или еще один пример — ведомственные автоматизированные информационные системы (АИС). Процент российских продуктов в их основе может быть очень высоким. Так, мы сейчас приступили к разработке Комплексной информационной системы судов общей юрисдикции для Мосгорсуда и 35 районных судов, в которой будет до 60% российских продуктов.

В инфраструктурных решениях существует много возможностей заменить иностранное ПО как на российские продукты, так и на open source, чья стоимость обычно ниже, чем у коммерческих, проприетарных продуктов. Так, у продуктов Microsoft и Oracle в области СУБД (системы управления базами данных) есть аналог в виде открытого решения по управлению базами данных PostgreSQL. Linux-платформы — это бесспорный лидер среди решений для высокопроизводительных вычислений, а российский продукт NGINX для организации работы web-серверов успешно конкурирует с Microsoft Web Server. В новых нишах, таких, как интернет вещей, наши разработчики и вовсе на равных с иностранными. Многие компании с офисами разработки в России успели закрепиться на международном рынке: Лаборатория Касперского, Veeam, Parallels, Positive technologies, ABBYY и другие.

Конечно, курс на импортозамещение в сфере ИТ напрямую затрагивает интересы зарубежных ИТ-компаний. Их доля на российском рынке может в перспективе существенно сократиться. Надо отметить, что благодаря активному участию в обсуждении экспертного сообщества, формально Федеральный закон №188-ФЗ в своей финальной версии не запрещает госзакупки иностранного ПО полностью, как планировалось изначально. В том случае, если у необходимого ИТ-продукта нет отечественного аналога, либо он не соответствует его требованиям, и если удастся письменно обосновать его необходимость, госзакупка иностранного софта все-таки допускается.

Последствия введения новых правил госзакупок для иностранных компаний будут напрямую зависеть от доли российских госзаказчиков в объеме бизнеса каждой конкретной компании. По данным ИСА РАН, НАИРИТ и ИСЭМ, в 2013 году доля выручки за счет закупок в рамках 94-ФЗ и 223-ФЗ у Microsoft, SAP и Oracle, Hewlett-Packard, Cisco и IBM, составляла не менее 56%. Но в мировых масштабах бизнеса этих компаний доля продаж в России обычно исчисляется в единицах процентов. Поэтому в целом влияние нового закона можно оценить и как значительное — в масштабах страны, и как незначительное — в масштабах бизнеса в целом.

Ждать сиюминутного эффекта, быстрых и существенных изменений с начала нового года не стоит. Для начала должна быть наработана практика применения нового закона. Скорее всего, весь первый квартал 2016 года станет периодом адаптации, как для госструктур, так и для зарубежных компаний, и доля госзакупок существенно снизится.

В перспективе российские разработчики вполне способны обеспечить реализацию долгосрочного плана импортозамещения Минкомсвязи, согласно которому за период с 2014 по 2025 годы доля импорта бизнес-приложений снизится с 75% до 25%, среди продуктов в области информационной безопасности — с 60% до 40%, в офисном ПО — с 97% до 50% и т.д. Но для этого необходимо, чтобы поддержка со стороны государства действительно осуществлялась, а не просто декларировалась. 

Автор: Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК

Фото: Kutsal Lenger /123rf.com

наверх