На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 138 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Шестаков
    Ну, вот и признался Столтенберг, что США воюют на Украине против России! А то "помощь" гуманитарную оказывают, старен...Столтенберг назва...
  • Татьяна Маштакова
    ТМ А что вообще в Нидерландах ожидали услышать от российского посла? Ну не жалко им своих самолётов... а Россия так в...В МИД Нидерландов...
  • igor kim
    Хорошо бы из пяти регионов, включая Харьков, а еще лучше все левобережье Днепра включить в состав России и провести п...Путин и Орбан выс...

Задача для ритейлера: как сэкономить, тратя

Оптимизировать расходы ритейлеру действительно реально.

В условиях текущей экономической ситуации ритейлеры часто задумываются, как оптимизировать расходы при открытии нового бизнеса или расширении уже существующей сети. Уменьшить траты действительно можно, если с умом подойти к выбору торгового оборудования и вложиться в перспективные технологии.

Для начала рассмотрим такой важный шаг, как выбор кассового оборудования. Решая эту задачу, ритейлеру необходимо определиться с ответами на следующие вопросы:

- магазин какого формата он намерен открыть: будет ли это, например, fashion-бутик, классический продуктовый магазин небольшого формата, супер- или гипермаркет;

- сколько касс планируется организовать в магазине;

- как кассы будут расположены.

От ответов зависит, какой из двух основных форматов касс предпочесть: дисперсную кассу или моноблок. У первой все составные части — системный блок, монитор, периферийные устройства — находятся отдельно друг от друга, у второй это единая конструкция.

Если мы говорим о fashion-ритейле или небольшом магазине, то в большинстве случаев при оборудовании рабочего места продавца желательно остановиться на моноблоке с сенсорным экраном. Во-первых, он компактный, поэтому экономит место, что особенно актуально в небольших пространствах. Во-вторых, такое устройство позволит быстро листать каталог. Однако в супер- и гипермаркетах моноблок приживается плохо. Поскольку продавцу постоянно приходится иметь дело с товарами, пачкающими руки, например с мясом, рыбой, овощами, экран моноблока быстро загрязняется. А так как покупателей много, на его чистку просто не остается времени. В магазине одежды или небольшом продуктовом магазине такой проблемы нет.

Когда речь идет о гипер- или супермаркетах с огромным количеством товаров, эффективнее проявит себя дисперсная касса. Во-первых, она гарантированно выдержит высокую нагрузку, особенно если говорить о топовых моделей. Во-вторых, ее составные части можно эргономично разместить на рабочем месте кассира.

Помимо архитектуры, кассы подразделяются по типу охлаждения: с пассивным и активным. Первые не шумят, не засасывают пыль. Вторые, как правило, более производительны. При высоких нагрузках в большом магазине желательно предусмотреть внешнюю вентиляцию кассы. Однако в fashion-ритейле это может оказаться губительным: в магазинах одежды всегда много пыли. Поэтому здесь предпочтительнее касса с пассивным охлаждением: устройство не будет затягивать пыль и ему потребуется меньше профилактики.

В зависимости от формата торговли стоит предусмотреть и дополнительную защиту оборудования: например, в продуктовой рознице у кассы наверняка будет контакт с водой. Поэтому желательно приобрести пыле- и влагозащищенные кассы. Также производительность кассы напрямую зависит от установленного на ней программного обеспечения (ПО). Некоторые решения требовательны к оборудованию и вряд ли сработаются с кассами недорогого сегмента. Однако на российском рынке существует большое количество решений, которые либо оптимизированы под работу на слабом оборудовании, либо вовсе нетребовательны к нему.

Не последнюю роль при выборе кассы играют периферийные устройства. Здесь все зависит как от нужд ритейлера, так и от современных реалий. Например, с внедрением в России Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) продавцам алкогольной продукции предстоит сканировать акцизные марки, размещенные на бутылках. А для этого необходим двухмерный сканер штрих-кодов. Соответственно, нужно подбирать кассу, к которой это устройство можно подключить. Кроме того, за счет периферийного оборудования ритейлер способен решать дополнительные маркетинговые задачи. Так, стандартный двухстрочный дисплей покупателя, отображающий только последний отсканированный товар и итоговую стоимость покупки, сегодня заменяют вторым монитором. Это устройство можно использовать и для маркетинга: рекламировать на нем товар, как свой, так и поставщиков, рассказывать об акциях, организовывать опросы покупателей.

После приобретения кассового оборудования наступает время выбора программного обеспечения. На рынке представлено большое количество фронтальных решений различного ценового сегмента как от отечественных, так и от зарубежных разработчиков. Не мудрено, что ритейлер может запутаться.

Чтобы этого не произошло, при покупке программного обеспечения нужно учитывать количество касс. Если речь о маленьком магазине с одной кассой, то, возможно, нет смысла тратиться на дорогостоящее решение. Но когда у ритейлера имеется сеть торговых точек, большое количество касс, ПО недорогого сегмента вряд ли справится с поставленными задачами. Следовательно, чем больше сеть, тем выше необходимость в инструментах централизованного управления. Один магазин с двумя кассами проще администрировать вручную. А если точек несколько и расположены они в разных местах, тяжело обойтись без централизованного управления.

Зависит выбор ПО и от формата торговли. Сегодня большинство разработчиков идут двумя путями: либо выпускают решения, позволяющие удовлетворить максимальное количество потребностей ритейлеров, либо создают ПО, специализирующееся только в определенной области. Так, программное обеспечение, разработанное специально для fashion-ритейла, скорее всего, не оправдает себя в продуктовом магазине.

При покупке ПО важно учитывать перспективы развития бизнеса. К сожалению, российские ритейлеры не всегда планируют развитие бизнеса на долгосрочную перспективу. Поэтому зачастую магазин открывается на недорогом решении, которого в дальнейшем становится недостаточно. В итоге ритейлер либо обращается за помощью к разработчику, чтобы тот адаптировал ПО под текущие нужды, либо сам начинает его совершенствовать, либо приобретает решение под новые потребности. В любом случае он несет дополнительные расходы: приходится доплачивать разработчику, или нанимать квалифицированный персонал, или приобретать и внедрять решение заново. Нередко получается, что существующее решение не работает так, как хотелось бы, но количество вложенных средств уже не позволяет от него отказаться. 

Кроме того, ритейлеру при выборе ПО следует учитывать и маркетинговую составляющую. Сегодня практически любое программное обеспечение умеет назначать скидки, однако ритейлерам этого недостаточно. Поэтому следует заранее при выборе ПО оценить, какие программы лояльности оно поддерживает и будет ли этого достаточно в перспективе. Также важно, с каким кассовым оборудованием предстоит работать программному обеспечению и поддерживает ли оно всю необходимую кассовую периферию. Немаловажны и условия поддержки ПО, которые оказывает разработчик. Например, способен ли он дорабатывать решение с учетом пожеланий клиента, сколько это будет стоить и как быстро реализуется. А в нынешней экономической ситуации нужно учитывать, что выбор решения зарубежных разработчиков сопряжен с рисками постоянного увеличения цены в результате падения курса рубля.

Помимо подхода к выбору кассового оборудования и программного обеспечения, ритейлеру стоит просчитать, на каких строках расходов в долгосрочной перспективе он cможет сэкономить. Опыт зарубежных бизнесов показывает, что использование современных технологий помогает оптимизировать траты на рабочую силу и расходные материалы. 

Первая технология, о которой хочется рассказать, — это самообслуживание (Self-Checkout, сокращенно SCO). Есть несколько сценариев самообслуживания:

- полное, где покупатель самостоятельно сканирует и оплачивает товары;

- смешанное, где сканирование производит персонал магазина, а покупатель самостоятельно производит оплату;

- самосканирование — когда покупатель сканирует товар сразу в торговом зале с помощью мобильного компьютера, а оплату производит на кассе или станции оплаты.

Можно варьировать и способы оплаты покупки: только безналичный расчет, наличная или смешанная оплата. Помимо того, что технология позволяет уменьшить число работников, она минимизирует случаи мошенничества и воровства с участием персонала. С машиной нельзя вступить в сговор, а денежная масса линейным кассирам недоступна физически. Еще одним плюсом технологии самообслуживания является компактность SCO по сравнению с классической кассой: на площади одной кассы можно установить от двух до четырех SCO.

Не менее полезны ритейлеру и электронные ценники (ЭЦ) — небольшие дисплеи, на которых отображается информация о цене продукта, а также дополнительные данные о нем. С их помощью отпадает нужда постоянно перепечатывать ценники, а значит, уменьшаются траты на расходные материалы. Ритейлер получает возможность централизованно изменять цены по всем торговым точкам и синхронизировать данные между учетной системой, кассами и ценниками, причем одновременно по магазину или даже сети в целом. Таким образом нивелируется проблема, когда на ценнике покупатель видит одну стоимость, а на кассе ему озвучивают другую. Появляется возможность в любое удобное время проводить акции, оперативно меняя цены на товары. Дополнительное преимущество ценников – использование технологии «электронных чернил»: энергия практически не расходуется и один ценник может проработать до пяти лет.

Интересна и технология «убийца очередей» (Queue Busting Solution) — решение, позволяющее увеличить пропускную способность кассовых узлов во время пиковых нагрузок. Работает оно следующим образом: менеджер с помощью терминала сбора (ТСД) данных сканирует товары покупателей, стоящих в очереди, упаковывает купленное в пакет, а клиент получает этикетку с штрих-кодом, содержащим информацию о покупках. Кассиру остается только считать штрих-код и получить на кассу список товаров, не тратя время на сканирование, получить оплату и распечатать чек. В итоге «убийца очередей» сокращает время ожидания покупателей на кассе, увеличивает их пропускную способность и, как следствие, лояльность клиентов. В моменты простоя и минимальных нагрузок персонал с ТСД можно успешно использовать на других участках магазина.

Оптимизировать расходы действительно реально: для этого ритейлер должен ответственно подойти к вопросам организации и планирования бизнеса, а также подобрать устройства, программное обеспечение и технологии, которые нужны именно его магазину. 

Автор: Алексей Шабанов, менеджер по продукции группы компаний «Пилот»

Фото: Группа компаний «Пилот»

Картина дня

наверх