В Киеве очередной приступ истерики. Не сезонный — ситуативный (сезонный, как обычно, еще впереди). Но причина все та же, «двухкомпонентная»: Москва и газ. Правда, на этот раз появилась третья составляющая — Будапешт.
Этот нарушитель континентального спокойствия опять внес раздор в дружную семью европейских народов, куда так стремятся вступить и украинцы.
Венгерская компания MVM CEEnergy и «Газпром» осмелились «без позволения» Киева подписать два долгосрочных контракта на поставку газа через «Турецкий поток» и далее в Сербию и Австрию.Согласно документам, российская компания обязалась продавать венгерской стороне 4,5 млрд кубометров газа в год в течение 15 лет — до 2036 г. При этом 3,5 млрд кубометров газа будет поступать через Сербию, а еще млрд — через Австрию. Соглашение вступит в силу 1 октября, изменить его условия можно будет только через 10 лет.
Казалось, Киеву надо бы порадоваться за соседа, с которым у него и без того непростые отношения, что тому будут обеспечены не только стабильные цены на газ, но и более низкие, чем рыночные. Значит, венграм даже в лютые холода будет тепло, отчего и на украинских душах должно было бы потеплеть. Ан нет! Украина крайне возмущена заключением нового российско-венгерского соглашения на поставку газа, поскольку оба маршрута идут в обход Украины. По этой же причине в Киеве соглашение между Будапештом и «Газпромом» считают политическим, якобы принятым Венгрией в угоду Москве.
В ответ Будапешт критикует Киев за попытки вмешаться в решение Венгрии в сфере энергетики. Как заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто, дома жителей страны можно натопить газом, а не политическими резолюциями.
По его словам, Будапешт действует исходя из своих национальных интересов и данный контракт не имеет отношения к энергетической безопасности Украины и ее спору с Россией. «Я протестую против этой попытки вмешаться во внутренние дела Венгрии по обеспечению отоплением в зимний период. На такие решения не могут извне влиять другие страны», — сказал Сийярто.
Замечу, что столь жесткая позиция небольшой страны в споре с хорошо вооруженной и, без преувеличения, агрессивной соседкой не может не вызывать уважения. Иногда кажется, что именно такой принципиальности не хватает России. Впрочем, последнее время «Газпром» демонстрирует удивительную стойкость в отстаивании на мировой арене национальных интересов, и не только энергетических. В данном случае суть конфликта между Киевом, Будапештом и Москвой банально сводится к деньгам, как и все остальные проблемы Украины. Киев недоволен потерей средств из-за сокращения транзита российского газа через свою территорию, считают эксперты. Это примерно минус 10% от нынешних объемов транзита, говорит директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.
Если ранее весь венгерский газ, пусть и разными путями, но шел через Украину, то теперь основная его часть — 3,5 млрд кубометров в год будет попадать в Венгрию через Сербию, минуя Украину, — по «Турецкому потоку» в «Балканский поток». Более того, поставки газа через Украину сократятся до 1 млрд кубометров, а именно из Венгрии якобы реверсом Украина сейчас импортирует значительные объемы топлива. На самом деле она ничего не импортирует, а просто отбирает его из транзитной «трубы». Следовательно, Киев не тратит деньги на прокачку газа в обратном направлении, и средства остаются на счетах украинских олигархов.
На газе создавались и создаются все крупные состояния «незалэжной», но схема с фиктивным реверсом приносит «дивиденты», пока идет достаточно большой транзит через Украину. В случае прекращения транзита этот источник пропадет, поэтому олигархи пытаются всеми способами сохранить его. В этих условиях, считают на Украине, «Турецкий поток» может оказаться для Киева даже более опасным, чем «Северный поток — 2». С точки зрения Руслана Бортника, перспективы потери транзита вполне реальны. «Турецкий поток» действительно опасен для Украины, потому что потенциально именно он может забрать больше половины украинского транзита газа. Это связано с тем, что транзит через украинскую территорию активно используется для поставок в Южную Европу и на Балканы.
Но сегодня украинское руководство обеспокоено не столько тем, что потеряет весомое количество финансовых вливаний, сколько боится повторения опыта Венгрии другими странами ЕС. В первую очередь, могут перейти на поставки газа по «Турецкому потоку» страны региона (южного). Таким образом, подписание новых росийско-венгерских соглашений может запустить эффект домино.
«Вслед за Венгрией контракты на прямые поставки подписывают и другие европейские страны, а там в условия контрактов будут зашиваться (может, прямо, а может, и косвенно) условия транзита. Ну и, конечно, по российским входным газопроводным маршрутам. То есть от нашей газотранспортной системы будут в перспективе отходить и другие страны», — рассказывает украинский эксперт Алексей Кущ. Кроме «Турецкого потока», отметил он, «есть еще скандальный "Северный поток — 2", "Северный поток", "Балканский поток" (ответвление "Турецкого потока") и пока что недостроенный "Южный поток", которые идут в обход Украины».
В Киеве, как обычно, слона-то и не приметили. Там пропустили мимо внимания, что Венгрия с недавних пор стала диверсифицировать свой газовый импорт, собственно, как того и требуют европейские директивы. Страна открыла трансграничные газопроводы, соединив их с газопроводами соседних государств. Кроме того, в Венгрию поступает сжиженный природный газ от Royal Dutch Shell через СПГ-порт в Хорватии. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович ранее заявлял, что прокачка газа по «Балканскому потоку» остальным потребителям — Венгрии, Австрии и, возможно, северной Италии, — начнется уже после того, как будут построены дополнительные компрессорные станции. При этом практически те же страны окажутся подключены к общей газораспределительной сети Европы, когда в эксплуатацию будет введен «Северный поток — 2». «Второй поток» теоретически сможет доходить до Венгрии, Австрии и севера Италии, следовательно, эти три страны имеют возможность получать газ по любому из этих двух новых маршрутов.
Давно не секрет, что сохранение транзита российского газа через Украину — болезненный для Киева вопрос. Новые газопроводы из России в Европу там воспринимают как угрозу своей нацбезопасности. Киев, к слову, намерен обратиться в Еврокомиссию с требованием оценить соответствие нового соглашения между РФ и Венгрией европейскому законодательству в области энергетики. Представитель МИД РФ Мария Захарова уже назвала это намерение проявлением «зависти к соседям».
Между тем многие эксперты уверены, что Украина вообще рискует потерять весь транзит газа, если не сможет предложить конкурентные экономические условия и гарантировать безопасность поставок, что пока невозможно в условиях политической нестабильности и конфликта в Донбассе.
Кстати, паника со стороны Киева о том, что «Россия лишает нас транзита газа», несколько преждевременна. Дело в том, что часть газа в Венгрию все равно пойдет через Украину. О чем, кстати, говорят и украинские эксперты. Так, по словам специалиста в сфере энергетики Дмитрия Марунича, «Венгрия в прошлом году купила у России чуть меньше девяти миллиардов кубометров газа. Поэтому в подписанном соглашении речь идет где-то о половине годовых объемов российского газа, который покупает эта страна». Так что «Газпром» хоть и сокращает поставки газа через Украину, но не прекращает их совсем. Впрочем, ряд специалистов видят в этом долгосрочную стратегию госкорпорации. По их мнению, «Газпром» и далее будет заключать с европейскими странами контракты на поставку газа в обход Украины, чтобы сделать трубопроводы этой страны фактически не нужными никому. И постепенно показать, что Европа может прекрасно обойтись без украинского транзита.
Поэтому озвученные Киевом угрозы прекратить поставлять Венгрии российский газ лишь усугубляют положение Украины и способствуют полному отказу от использования украинской ГТС в будущем.
Если Киев исполнит свои угрозы и действительно откажется прокачивать российский газ в Венгрию, то это даст «Газпрому» возможность через европейский суд разорвать действующий пятилетний контракт, а у Украины при этом нечего будет предъявить в свою защиту кроме политически мотивированной истерики.
А это значит, что риторика Киева по российско-венгерскому контракту работает против перспектив сохранения украинского транзита и может сократить и без того небольшой срок работы ГТС. Такая суровая реальность для Украины совершенно не исключена уже в обозримой перспективе.
Важная часть новых договоренностей, отмечал глава правления «Газпрома» Алексей Миллер, — диверсификация маршрутов поставок. Ключевую роль в этом сыграли энергетические компании из Болгарии, Венгрии и Сербии, подчеркнул он. «Мы 1 октября в 6 часов утра направляем газ в Венгрию, интерконнектор (соединение на сербско-венгерской границе) работает, — сказал «Известиям» глава компании «Сербиягаз» Душан Баятович. — Проект сделан по европейским правилам, поэтому никто не может здесь говорить о мягком геостратегическом влиянии России. Количество газа на входе в Сербию будет 13,88 млрд куб. м, на выходе — порядка 10 млрд куб. м».
Представители Еврокомиссии также сделали официальное заявление, в котором говорится: «Контракт между “Газпромом” и MVM составляет более 28% годового потребления Венгрии, поэтому о нем необходимо уведомить компетентный орган Венгрии. Он обязан предоставить Еврокомиссии свою оценку рассматриваемого контракта в течение трех месяцев». Какой будет эта оценка со стороны венгерского компетентного органа понятно — положительной: Венгрия крайне заинтересована в относительно дешевом российском газе. Что касается Еврокомиссии, то, думается, даже если эта структура вынесет какой-то отрицательный вердикт по сделке, то Венгрия его просто проигнорирует. Дело в том, что, несмотря на свое членство в ЕС, во главе Венгрии стоят национал-консерваторы и определенного рода евроскептики, для которых национальные интересы превыше всего. А интересы Евросоюза даже не на втором или третьем месте, а значительно дальше.
И если, скажем, те же Польша и Прибалтика в своей риторике делают ставку на русофобию и поддержку США, то Венгрия, напротив, ориентируется на Россию и взаимовыгодные отношения с ней.
О чем, собственно, и говорит нынешний газовый контракт, реакция на украинские слова и действия официального Будапешта. И во многом по этой причине эксперты в ближайшие 10 — 15 лет предрекают Польше энергетический кризис, а вот Венгрия на те же годы обеспечена энергией по полной программе. Не исключено, что теперь многие страны Европы вслед за Венгрией постепенно вернутся к практике долгосрочных контрактов, среди них могут быть Австрия и Италия. Уже сейчас очевидны энергетические проблемы у Великобритании. Прибалтийские страны заявляют о намерениях обратиться к России (Латвия, Эстония) за помощью в решении вопросов энергетической сферы.
Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов в эфире телеканала «Россия 24» выразил уверенность, что, идя на подписание контракта, Будапешт учитывал требования Брюсселя. При этом он заявил: ни Украина, ни Еврокомиссия, ни кто-либо другой не вправе в этом вопросе «диктовать свою волю». «Ничьи права здесь не нарушаются. Никакие нормы международной торговли здесь не нарушаются,— заверил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.— Абсолютно нет никакого места для критики и, конечно, не должно быть места для таких истеричных реакций». Использовать газовую тематику для «наказания Украины», дал понять он, в РФ не намерены.
Вместо того чтобы негодовать по поводу газовых контрактов между Россией и Венгрией, Украине следует начать решать спорные энергетические вопросы через прямой диалог с Москвой. Так в Госдуме оценили заявления Киева о новых газовых соглашениях между «Газпромом» и венгерской компанией MVM.
«Когда украинские представители выступают, создается впечатление, будто им все — Европа, США, Россия — всё должны, а они — никому и ничего. Вместо того чтобы взаимодействовать по газовым вопросам с Россией, «Газпромом», они пытаются апеллировать к другим странам. Все же наши предложения о сотрудничестве натыкаются на стену молчания», — сказал «Известиям» глава комитета Госдумы VII созыва по энергетике Павел Завальный.
Вместе с тем понятна и стратегия «Газпрома», направленная на определенное дистанцирование от Украины. Как минимум после 2014 г., эта страна стала совершенно ненадежным и недоговороспособным «партнером», более того — откровенным проводником враждебных России интересов, и не только в экономике. Но это выбор геополитического курса исключительно самой Украины. Сегодня для этого русофобского, по сути, государства наступает время последствий своего выбора. В общем, что посеешь — то и пожнешь.
На фото: заместитель генерального директора по экспорту газа ООО «Газпром экспорт» Дмитрий Аверкин и президент, генеральный директор MVM Group Дьердь Кобор во время подписания контракта. По материалам сайта «Газпрома».
Валерий Панов.
Свежие комментарии