Стартап как совокупность проверки гипотез
Чтобы запустить стартап, мало мощной идеи. Придётся работать с людьми: нанимать, обучать и увольнять, осваиваться в непрерывно изменяющемся пространстве Интернета и нащупывать ту самую бизнес-модель, которая выведет молодой бизнес на рентабельность. Необходимо «на лету» проверять множество предположений, чтобы предоставляемые услуги приносили прибыль.
Самое главное, важное и обязательное – ответить на вопрос актуальности. Если услуга не востребована на рынке, то стартап не окупит расходы и, вероятно, пополнит печальную компанию провалившихся проектов, навсегда застывших в «долине смерти». Единственный шанс на продление жизни – новые вливания средств от инвесторов, но это, во-первых, маловероятно, и, во-вторых, на таком топливе далеко не уедешь.Я категорически не рекомендую подражать зарубежным компаниям, которые тратят огромные средства на красивый офис, нанимают большой штат и при этом предоставляют невероятные бесплатные бонусы для сотрудников (такие как найм личного тренера по фитнесу каждому желающему, оплаты перелётов, игровые автоматы в комнате отдыха, оплаченный ежедневный ресторан и другие).
Как осваивать полученные средства
Типичная проблема: после получения вложений от инвестора, особенно если речь идёт о значительной сумме, кажется, что можно позволить себе всё. Поспешные бесконтрольные расходы в такой ситуации – фатальная ошибка высшего руководящего звена. Запомните: деньги необходимо сохранить, а не израсходовать – тратить следует максимально бережно и обдуманно. Еще ни у кого не возникало сложностей с тем, чтобы потратить полученные инвестиции.
Как уже было сказано, стартап представляет собой процесс постоянной проверки предположений. Гранты и другие подобные вливания в молодой проект обычно не так уж велики, как в нашей стране, так и в других странах. Денег хватает на исследование небольшого числа гипотез в сжатые сроки. Если второго финансирования не случается – стартап погибает, не успев показать себя рынку. Инвестирование от компаний и частных спонсоров тоже не делает поблажек новым проектам: если развития не видно, то денег второй раз не дадут. То есть, если неправильно распорядиться полученными ресурсами – то это так же критично, как запустить неактуальную или слишком дорогостоящую идею. Всё предельно логично и закономерно: успех ждет мудрых, способных и стойких. Однако о везении также забывать не стоит – оно может сработать в самую неожиданную минуту.
Как не надо действовать
Если говорить о неразумном подходе к запуску проекта, нельзя не упомянуть о проекте Homejoy, созданном для поиска клинеров и помощников по хозяйству. В 2012 году стартап привлек 64 миллиона долларов по итогам пяти инвестиционных туров, но уже к середине 2015 года был закрыт.
Прекрасная задумка провалилась как минимум по двум серьёзным причинам: проблемы, возникшие перед компанией, игнорировались, а бизнес-модель была сырой и непродуманной. Например, процесс взаимодействия с исполнителями не был настроен: сотрудники постоянно исчезали, уходили «на сторону», их работа никак не оценивалась, у клинеров не было рабочей системы отзывов – клиент не мог понять, кто лучше, а кто – хуже. Негативные отзывы заказчиков игнорировались, на них не давалось никакой обратной связи. Вместо оценки, контроля и улучшения качества сервиса, заботы об исполнении взятых на себя обязательств, Homejoy активно занималась pr-продвижением и рекламой. Клиенты появлялись за счёт рекламных кампаний и дорогих маркетинговых приманок, таких как купоны на уборку. Лишь 15% людей обращались повторно, было множество недовольных клиентов, но эти проблемы руководство не решало.
Также вспоминается Secret – стартап, запустившийся в 2014 году. Этот анонимный мессенджер получил 35 миллионов долларов от инвесторов, но прекратил свою работу уже в первой половине 2015 года. Как высказался один из основателей, это произошло по причине того, что проект не оправдал возложенных на него надежд и сильно отличался от задуманного первоначально.
Автор: Алексей Гидирим, сооснователь онлайн-сервиса бытовых услуг YouDo.com
Свежие комментарии