На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 128 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    какая печалька для укро-нацистовВ ВСУ наметилась ...
  • Николай
    "Было ваше – стало наше". До 22:00 шуба ваша, а после 22:00 наша. Так говорили бандиты в 20-х годах. Боррель из этой ...Было ваше – стало...
  • Александр Самбур
    Экс-чиновник Мино...

Исторические мифы: как запорожский казак Иван Сирко… Дюнкерк штурмовал

История эта с бородой изрядной. Ещё советскими историками-популяризаторами осторожно в оборот введённая. Само собой, считается незамутнённой правдой сегодня в сопредельном «свидомом» государстве. Всегда на День Независимости можно услышать из уст украинского президента: «казаки во главе с Богданом Хмельницким и Иваном Сирко покорили крепость Дюнкерк».

Ничуть не осуждаю, пусть. Участие казачьих сотен атамана Ивана Сирко в осаде Дюнкерка во времена Тридцатилетней войны... как бы помягче сказать, вопрос дискутируемый. Хотя полная байка, конечно. Но всегда интересно покопаться в гипотезах и трактовках. И полезно.

Корни

этой фантастической истории искать трудно, поисковики тырнетовские перегружены сотнями статей, заметок, эссе, парадных речей и ссылок на непонятные по достоверности труды… больше украинских «историков». Новизной материалы не блещут, один и тот же пересказ легенды:

«В 1646 году, сечевые казаки атамана Ивана Сирко помогли французам принца Конде в осаде города Дюнкерка… снискав под его стенами вечную славу украинскому оружию».

Англоязычная Википедия статьей «Ivan Sirko» снабжена ссылками на очень поздних «свидомых историков», тут правды не найти. Хотя если терпение позволит, современный исследователь вопроса может наткнуться на целые сенсации. Несколько ресурсов готовы рассказать душещипательные легенды: во время своего визита в Киев в 1966 году Шарль Де Голль говорил:

«Я хотел бы побывать на могиле Ивана Сирко, Национального героя Франции».

Когда знаменитый «полковник Мотор» узнал, что Иван Сирко похоронен в селе Капуловка Днепропетровской области, — немедленно попросил избавить его визит туда … от прессы. Наверное, на рейсовом «Лиазе» тихонько и интимно съездил, всплакнув на могилке «национального героя Франции». Никаких документальных подтверждений, само собой, не найдено. Но история с скорбящим французским президентом тиражируется, скоро будет помещена в учебники истории Украины, вангую.

(Иллюстрация из открытых источников)

Как другая байка, согласно которой под Дюнкерком где-то находится памятный знак (или целый монумент) геройским запорожским казакам. Даже запросы отправлялись официальные, бают. Под эгидой общества «Франция — СССР». Но безжалостные и забывчивые лягушатники без сострадания развеяли надежды. Мэрия города сообщила: никаких памятников, знаков, монументов… знать не знает. А о запорожских казаках под своими стенами… впервые слышит.

Следы легенд…

Атаман Иван Сирко родился в промежутке от 1605-го до 1610-го годов. Не то в селе Мерефа (Слобожанщина), то ли — деревне Мурафе, что на Брацлавщине. До 50-ых годов XVII века его биография — полная историческая неизвестность. Всё, что можно предложить Читателю, — сплошная компиляция фольклорная. Опровергнуть или подтвердить такие сведения невозможно. Одним словом, исторической науке тут делать нечего. Как в легенде «об участии отряда Сирко в осаде Дюнкерка в 1646 году». Это тоже яркий образчик «народной памяти».

Откуда тогда столь крепкие дровишки? Да из самой Франции, как ни странно. В 1660-ые годы там увидела свет книга Пьера Шевалье, в которой он подробно живописал насыщенную жизнь королевского посла в Речи Посполитой — графа де Брежи. Автор обмолвился сообщением:

«посол способствовал найму запорожских казаков для службы в войсках французской короны».

Имён, само собой, не указал. Но легенда обрела плоть, когда за неё взялся наш великий историк Николай Иванович Костомаров, написавший:

«Хмельницкий … был во Франции, где совещался с графом де Брежи, назначенным послом в Польшу, относительно доставки казаков во французское войско. Затем 2400 желающих отправились во Францию и в 1646 году участвовали в сражении во время захвата Дюнкерка у испанцев».
(Иллюстрация из открытых источников)

Численность отряда в 2 400 казаков прочно закрепилась в советской и украинской историографии. Хоть на этом спасибо, известно у кого подсмотрели. Третий кит, на которого опирается «легенда о Сирке», — это, несомненно, хм… историк Илья Баршак. В 1922 году, работая в Варшаве, напечатал небольшое исследование «Казаки Хмельницкого под Дюнкерком». Автор клялся: материалы подготовлены на основании французских архивов.

Красочно цитировал письма посла де Брежи — к кардиналу Мазарини, где отражён факт найма казаков на французскую службу. В послании от 11 марта 1645 года:

«Уже три дня, как полковник Хмельницкий в компании старшин Сирка и Солтенко выехали в Гданьск, направляясь в Париж».

«Батько украинской истории» Михаил Грушевский, несмотря на свой фантастический укро-национализм, тему «французского похода» сечевиков… никак не отразил. Даже строчки не подарил событию в своей «свидомой Библии» под названием «История Украины-Руси». Другие авторитетные исследователи истории казачества — тоже промолчали. Хотя прекрасно были осведомлены о документах Пьера Шевалье и даже «исследованиях» Баршака.

Проверка

французского похода состоялась в 70-е годы XX века, вопросом занялся польский историк Збигнев Вуйцик. Пошёл по следам и ссылкам на архивы, которые оставил Баршак. Первое сообщение посла Брежи оказалось правдой, он говорил о найме на французскую службу целого отряда. Отправившегося к принцу Конде. Только вот неувязочка… речь шла о поляках.

А что же фантазёр Баршак? Тут тоже следы нашлись, он процитировал несколько строк из «Газетт де Франс» от 19 апреля 1645 года. Там сказано:

«…в Париж прибыли старшины польской инфантерии для службы у Его Величества».

Архивы же французского военного ведомства выдали такую справку-уточнение, кто конкретно прибыл:

«господа Хмельницкий и Солтенко — старшины казацкие, и господин Пшиемский — полковник польского короля».
(Иллюстрация из открытых источников)

Ну… для начала. Легендарного «характерника» Ивана Сирка не найдено. Хотя ему лично приписано фольклором — главенство похода. Скромность казацкая? Потерялся где по дороге до городу Парижу? Назвался неизвестным истории «старшиной Солтенко»? Из реальных персонажей лишь Богдан Хмельницкий присутствует. Его пребывание на территории Франции подтверждено целым рядом синхронных исторических источников.

Знаменитый гетман это сам подтверждал, когда в зените славы встречался с французским послом. Сказав прилюдно: бывал во французской стороне по «служебным делам». Вопрос остаётся открытым при этом… командировка распространялась на боевые действия под Дюнкерком или нет? Польские и наши источники говорят следующее: 1645-1646 гг. были насыщенными для пана Богдана (тогда военного писаря Войска Запорожского), он серьёзно занимался вопросом операций против крымских татар. Проведя все два года в Речи Посполитой.

Визит во Францию? Да, скорее всего. Насколько долгий? Неизвестно. Осада Дюнкерка? Вряд ли. Если только визит вежливости прославленному принцу Конде. На длительное осадное сидение времени у него не было. А 2400 польских наёмников были, находились под командованием полковников Пшиемского, Кабре и… де Сиро.

Как быть с легендарным атаманом? Был под Дюнкерком или нет? Ничего точно сказать нельзя, предпочту быть взвешенным. На закате дней, находясь на своей любимой пасеке в селе Грушевка, кошевой любил рассказать о былых боевых деньках. Помнил всё, даже первые походы с Хмельницким на Трапезунд… Обычный пиратский набег. Но в красках расписывал. А сдачу Дюнкерка (да еще рядом с принцем Конде) — не помнил.

(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы

придётся сделать всё-таки на основании документов. Есть конкретное письмо (от 1 сентября 1646 года) кардиналу Мазарини. Там прописано чёрным по белому: из Речи Посполитой во Францию прибыл отряд из 10 рот, которым командовали «господин Пшиемский» и два француза — де Сиро и Камбрэ. Ничего другого не остается, как обвинить «украинских историков» в подтасовке фактов. Превративших французского барона де Сиро — в легендарного атамана Ивана Сирко.

Мог знаменитый «характерник» быть в составе того контингента? Ещё раз скажу — да, мог. Запорожские казаки любили погулять, регулярно отправлялись на службу наёмниками. Сколько их могло принять участие в осаде Дюнкерка? Очень немного. Никак не 2 400 человек, весь реестр Войска Запорожского насчитывал едва 6 000 на тот год.

Настораживает и указание «10 рот… инфантерии». Не иррегулярной кавалерии, кем были реестровые сечевики. Которых европцы постоянно путали с польско-литовскими «лисовчиками». Другой лёгкой конницей Речи Посполитой, чьи ухватки, тактика, вооружение и внешний вид вводили в заблуждения даже опытных вояк. Так что… вопрос открыт. Документально не подтверждён.

Так зачем украинским политикам так нужен Иван Сирко в «национальных героях Франции», к чему дополнять и без того славную биографию великого казака? Особенно таким сомнительным по достоверности эпизодом. Смущая официальный Париж небылицами… Вернёмся к главному «мифотворцу» Ильку Борщаку (Илья Баршак), который дал полную картину в 1922 году, сидючи в Варшаве. Что с него, болезного, взять… Он так понимал «украинский патриотизм». Другого объяснения на ум не приходит.

(Иллюстрация из открытых источников)

Человек смелый, ничего против не скажу. Честно оттрубил Первую мировую в составе русских войск от звонка до звонка. Под Танненбергом 1914-го был ранен. Неплохой артиллерист. В июне 1918-го перебрался в Киев. Под гетманом Скоропадским пытался сделать дипломатическую карьеру, в 1919-ом (в составе миссии УНР) выезжает в США. Потом состоит секретарём при «украинской делегации» на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг.

Миссия потерпела тогда полное фиаско. Победители Первой мировой, особенно французы, не понимали… кто и что из себя представляют странные союзники немцев, мятущиеся промеж всех — «представители Украинской Народной Республики».

После окончания Конференции уже Илько Борщак остался в Париже. Там провёл всю оставшуюся жизнь, облазив абсолютно все архивные и библиотечные фонды городов Франции. Посещал Лондон, Вену, Лейден, Упсалу, Стокгольм… много где побывал. Везде искал факты «древней истории Украины». Особенно углубляясь в дипломатические аспекты существования любых связей с Европой. Увы… не нашёл.

Даже в масонскую парижскую ложу вступил «Братство народов», постоянно посылая во французские издательства всяческие очерки об «украинском древнем государстве». Фантазийного содержания. Таким же образом приплёл Ивана Сирко… к знаковому эпизоду европейской истории. Столь хорошо известному публике по роману Александра Дюма. Не стоит на человека ругаться в комментариях. Просто остро переживал крах «национального проекта». Хотя врать… всё же нехорошо. Особенно нынешним первым лицам Украины.

Исторические наперстки. Яндекс.Дзен.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх