Текущая экономическая ситуация во многом обусловлена влиянием политического фактора.
Сокращение иностранных инвестиций, ограничениедоступа к финансированию для российских банков и компаний, ослабление национальной валюты - все эти факторы оказывают непосредственное влияние на снижение потребительского спроса и замедление темпов роста экономики в целом.
Несмотря на существенный рост курса валют (доллара и евро) и вывод на рынок нескольких крупных логистических комплексов, девелоперы продолжают удерживать арендные ставки на уровне 110-130 USD. Но нескольким логистическим компаниям, по их заявлениям, удалось подписать договоры с новыми арендаторами в рублях, однако условия этих соглашений гораздо жестче валютных (% индексации, объем гарантированных платежей, и т.п.).
Основным драйвером логистического рынка традиционно выступает ритейл, во многом именно от динамики показателей розничной торговли будет зависеть развитие логистической отрасли. Вторым драйвером можно назвать относительно новое направление для 3PL-провайдеров - обслуживание e-commerce – оказание, как отдельных услуг, так и комплексное обслуживание интернет-магазинов.
Рынок «замер» в ожидании продолжения развития политической и экономической ситуации. Представители крупных ритейлеров говорят о разнонаправленной динамике развития(у одних продажи падают, у других растут), аналогичную ситуацию можно наблюдать и в логистике. Тем не менее прогнозы на следующий год большинство экспертовкорректирует в сторону уменьшения роста. Крупные производители и ритейлеры все чаще выбирают схему built-to-suite (строят или арендуют склад под себя) и приглашают оперировать провайдера.
Некоторые крупные логистические провайдеры продолжают активный рост, что подтверждается сообщениями о сделках аренды/строительства новых складов. В то же время есть и те, кто уже ощутил на себе действие экономической рецессии: увеличилась доля свободных складских площадей (в основном на севере и юго-востоке Московского региона) с 2-3% в начале года до 4-5% по итогам 9 месяцев 2014-го. Из заявленныхк вводу 1,5 млн кв. м складов класса «А»,по прогнозам аналитиков,девелоперы сдадут около 1 млн кв. м (850 тыс.кв.м уже введено).
Логистические провайдеры, оперирующие на арендованных площадях, в краткосрочной перспективе будут пытаться увеличить тарифы, чтобы хотя бы частично покрыть рост затрат на аренду в рублевом эквиваленте более чем на 30%.
Однако фактическая корректировка стоимости услуг составит 8 - 10%.
Логистические операторы, являющиеся собственниками складских площадей, оказались в более выгодном положении. Они в меньшей степени зависят от колебаний курсов валют и арендных ставок, поскольку работают на собственных площадях, что дает дополнительную степень свободы в области тарифной политики.
Автор: Полина Винокурова, директор по маркетингу логистической компании «Молком»
Изображение Shutterstock
Свежие комментарии