Семь лет назад было не так просто найти няню, сиделку или уборщицу онлайн.
Для подбора домашнего персонала приходилось пользоваться все больше по старинке –газетами бесплатных объявлений, услугами агентств или сарафанным радио. Причем, в агентствах с соискателей брали 50% от первой зарплаты, а нанимателям выставляли счет на сопоставимую сумму за посреднические услуги.
Мы решили занять эту свободную нишу и запустили маркетплейс, сервис, где каждый за небольшую плату мог бы без посредников подобрать няню, домработницу, сиделку или репетитора.
Мысль собрать всех нянь на одном сайте, чтобы можно было среди них найти «ту самую», казалась нам легкореализуемой. Наши пользователи, думали мы, будут выбирать соискателей по месту жительства, стоимости, рекомендациям. Кроме того, они будут сразу видеть и другие немаловажные параметры: возраст, опыт, образование. Но няни, как и сиделки, как и домработницы, как и репетиторы – в интернете тех лет, по нашему мнению, практически отсутствовали.
К тому же мы столкнулись еще с одной проблемой, классической для любых маркетплйесов, которые работают на две стороны: с набором первоначальной «критической массы» соискателей, с одной стороны, и нанимателей, с другой. Только после этого сервис мог «набрать обороты». Привлечь надо было две совершенно разные, нигде и никак не пересекающиеся аудитории: тех, кто ищет персонал, и тех, кто ищет работу. Если семьи в поисках нянь и домработниц вполне интернетезированы, то соискатели, среди которых подавляющая масса - женщины старше 50 лет, даже и сейчас представляют собой аудиторию с самым низким уровнем проникновения в интернет.
Проблему с набором «критической массы» решали в свое время другие подобные сервисы. Headhunter, потративший десятки тысяч долларов в начале 2000-х на PR, и Avito, вложивший совсем недавно десятки миллионов долларов в телевизионную рекламу. Тем маркетплейсам, которые не смогли набрать «критическую массу», светит закрытие. Можно вспомнить сервис Upladder.ru - первый в России ресурс для поиска высокооплачиваемой работы, который не смог привлечь соискателей и не просуществовал и года, не найдя необходимых инвестиций.
Где деньги?
Сервис зарабатывает за счет продажи доступа к контактам соискателей, за который платят работодатели в случае заинтересованности. При этом публиковать вакансии, получать отклики, просматривать полные профили кандидатов, искать в базе они могут совершенно бесплатно. С соискателей оплата не взимается.
Идея сервиса подбора нянь и модель монетизации бизнеса была создана в начале 2000 годов американцем Майклом Кравенсом (MichaelCravens), бывшим менеджером AOL, основавшим первые американские специализированные сайты Sitters.com и Babysitters.com. Затем бизнес был скопирован коллегами в США и воспроизведен без существенных изменений в большинстве европейских стран. С тех про никаких существенных бизнес-инноваций никому не удалось придумать – деньги платят обеспеченные семьи, которым нужны соискатели.
Противоположный подход исповедуют коллеги интернет-агентств Youdo.com и Profi.ru. Они взимают комиссию с работника за посредничество в получении каждого заказа. Работодателей радует «бесплатный» подбор, который на практике ведетк повышению цен на услуги сговорчивых исполнителей. Кроме, существует вероятность , что профессиональные репетиторы или опытные няни не будут платить проценты агентству и найдут работу самостоятельно или по рекомендации знакомых.
Взвесил все плюсы и минусы, мы выбрали первую бизнес-модель.
Спрос vs предложение
В маркетплейсах нужно аккуратно и дозированно наращивать две группы пользователей, в нашем случае – нанимателей и соискателей, таким образом, чтобы количество пользователей в этих группах держалось примерно одинаковым. Крайне негативен слишком быстрый рост числа клиентов, если работников недостаточно: нанимателям не хватит заинтересованных кандидатов, и они разочаруются в сервисе.
Например, у нас как-то произошла неприятная история, когда в новой категории была всего одна домработница. Клиент, не посмотрев, оплатил доступ к базе и, конечно, был удивлен отсутствием выбора. Пришлось незамедлительно вернуть деньги, извинившись. Обратная ситуация тоже нежелательна. Некоторые считают, что большое количество фейковых вакансий привлекает работников, но на самом деле работник ищет не мифические объявления. Ему нужна реальная работа. Фейки могут только ухудшить состояние дел. Получается замкнутый круг: мотивацией для публикации объявлений о работе является количество зарегистрированных соискателей, а количество зарегистрированных соискателей находится в зависимости от базы вакансий. Словом, в вопросе привлечения пользователей нужно не перегнуть палку, соблюдая баланс спроса и предложения.
Просветительская миссия
В нашем случае проблема усложнялась тем, что надо было научить нянь и домработниц пользоваться онлайн-сервисом. Соискатели были приучены платить комиссию агентствам и воспринимали бесплатный сервис, как НЛО. Мы общались лично с каждым кандидатом, инструктировали по работе сайта вживую или по телефону. Соискатели приезжали к нам в офис, так как у них часто не было компьютера или доступа в интернет. Мы заполняли анкеты, делали фотографии, то есть, не избегали встречи с пользователями «в реале». Этот период невероятного труда дал нам уникальное понимание своей аудитории, которое приносит пользу по сию пору.
Запуская марктеплейс, имейте в виду, что автоматически он вообще не работает. Многое придется делать руками. «Критическую массу» мы набрали, когда в базе у нас было зарегистрировано около 300 соискателей. После достижения такого количества кандидатов случилась первая продажа – система заработала. Это произошло через три месяца после запуска. Самостоятельно сервис стал набиратьобороты лишь спустя год, когда пошли рекомендации первых довольных пользователей.
Маркетинг: онлайн и оффлайн
О том, как мы привлекали покупателей, т.е. работодателей, можно написать небольшую популярную брошюру. Пока часть нашей команды занималась обучением соискателей азам веба, другая тестировала различные маркетинговые каналы. Нужно было привлечь целевую аудиторию мам, которая заплатила бы за доступ к базе, которая, напомним, тогда еще не существовала и только набиралась.
Понадобились значтельные денежные средства, чтобы протестировать эффективность работы различных маркетинговых каналов: контекстную рекламу, SEO, наружную рекламу, баннеры в интернете, радиорекламу, специальные акции, почтовые рассылки, листовки на детских рынках и т.д.
Каждый зарегистрировавшийся на сайте отвечал на вопрос «Откуда вы о нас узнали», так мы делали выводы об эффективности нашей оффлайн рекламы. Опытным путем выяснилось, что самые эффективным оффлайн каналом для нас оказаласьреклама на асфальте. Правда, с2013 года в Москве такая реклама стала полностью незаконной: за нее установлен административный штраф.
Почти нулевой эффект показала стимулирующая программа «Приведи друга», по условиям которой мы давали скидку клиентам: и тем, кто порекомендовал наш сервис, и тем, кто приходил по рекомендации. Через какое-то время мы прекратили давать скидки и проводить подобные акции. Если человеку реально нужен доступ к базе домашнего персонала, он его оплатит, тем более, что это гораздо дешевле услуг агентств. Если же сервис не нужен, то скидка никого не привлечет.
Выводы, или Поле чудес для Буратино
Сервисы подобного типа, безусловно, притягивают многих как лакомая ниша. Технически нет ничего сложного скопировать такой ресурс, но про затраты на маркетинг и привлечение пользователей нередко забывают. Если вы строите маркет или маркетплейс на пустом месте, и нет ни покупателей, ни продавцов, необходимость баснословных вложений может потопить ваш корабль. Инвесторы напоминают доверчивого Буратино, решившего закопать пять золотых монет на интернет-поле чудес и годами ожидающего, когда же вырастет денежное дерево.
Оглядываясь на свой опыт, мы можем сказать, что начинающим предпринимателям, во-первых, нужно быть готовыми к «работе руками» и погружению в специфику рынка, во-вторых, закладывать значительную сумму денег на маркетинг, самостоятельно разбираясь в вопросе или привлекая грамотных консультантов. И будьте готовы, что бюджет на продвижение будет значительно превышать затраты на разработку.
Автор: Михаил Сорокин, генеральный директор сервиса подбора домашних помощников Pomogatel.ru
Изображение: Nikolai Tsvetkov/123rf.com
Свежие комментарии