Социальные сети – это не просто сервисы, где можно поболтать с друзьями, послушать музыку и поделиться фотографиями. Серьезные бренды вовремя поняли, что именно на этих площадках они смогут найти новых покупателей.
Их примеру последовали и компании поменьше. Но если крупные игроки могут позволить себе промахи, начинающим предпринимателям нужно знать, как работать в соцсетях с аудиторией, как сделать свои сообщества популярными, каких ошибок избегать.
Учтите мой возраст
Социальных сетей много, поэтому, естественно, возникает вопрос: «Все ли они нужны?». Ответ зависит от того, что предлагает ваша компания. Если это товары или услуги массового потребления, то желательно присутствовать во всех соцсетях. Это правило касается и международных компаний. Тогда как региональным игрокам достаточно одной социальной сети с максимальным охватом в родном городе.
Теперь поговорим о том, как выбрать социальную сеть. Главное здесь – целевая аудитория (ЦА), на которую рассчитан бизнес. Она должна максимально совпадать с аудиторией той социальной сети, в которой вы собираетесь вести сообщество. Например, если это детские или подростковые товары/услуги, то рекомендуется создать группу в «ВКонтакте». Если бизнес нацелен на продвижение дорогостоящих товаров/услуг, то больше подойдет Facebook. «Одноклассники» заинтересуют тех предпринимателей, чей бизнес ориентирован на женщин старше 35-40 лет. Конечно же, выбирая площадки для продвижения, стоит также принимать во внимание пересечение аудиторий, географию потребителей. Но не забывайте о целях, с которыми вы приходите на каждую площадку. Чтобы лучше понять, какую соцсеть выбрать с учетом гендерного признака и возраста, предлагаем статистику:
Пол | ВКонтакте | | Одноклассники |
Мужчины | 47% | 47% | 44% |
Женщины | 53% | 53% | 56% |
Табл.1 Распределение пользователей по полу (по данным TNS-Web Index)
Возраст | ВКонтакте | | Одноклассники |
12-17 | 11% | 7% | 8% |
18-24 | 20% | 15% | 15% |
25-34 | 28% | 26% | 29% |
35-44 | 19% | 22% | 22% |
45-54 | 15% | 19% | 17% |
55-64 | 7% | 11% | 9% |
Табл.2 Распределение пользователей по возрасту (по данным TNS-Web Index)
Самая большая ошибка – пытаться клонировать информацию в несколько соцсетей одновременно. Каждый пост нужно адаптировать под аудиторию ресурса. В Facebook много представителей бизнеса, которые предпочитают серьезный контент, позволяющий подписчикам задуматься над проблемой. Посты, набирающие в нем популярность, вряд ли будут иметь такой же успех в «ВКонтакте», где проводит время молодежь и мамочки в декретном отпуске. А в «Одноклассниках», в свою очередь, не подействует подход, работающий при общении с подростками, так как в этой соцести представлена более возрастная аудитория.
Социальный статус | ВКонтакте | | Одноклассники |
руководители | 13% | 16% | 14% |
специалисты | 22% | 25% | 22% |
служащие | 19% | 18% | 20% |
рабочие | 14% | 14% | 15% |
учащиеся | 19% | 13% | 14% |
домохозяйки | 6% | 5% | 7% |
не работающие | 7% | 9% | 8% |
Табл.3 Распределение пользователей по занятости (по данным TNS-Web Index)
Отдельно в линейке социальных сетей стоит Инстаграм, и не каждый рекламодатель знает, как «правильно подойти к этому снаряду». Несколько лет назад в нем можно было продвигаться, пользуясь взаимным фолловингом: компании подписывались на миллионы пользователей, рассчитывая на ответный жест. Но теперь этот метод не работает, и на смену ему пришли хэштеги. По ним компании могут найти потенциальную аудиторию, и залайкать фотографии пользователей, не подписываясь на них. Человек в ответ на такой знак внимания, скорее всего, станет подписчиком группы бренда. И сделает это не потому, что компания автоматически добавила его в друзья, а потому, что она заинтересовалась его личностью.
К примеру, креативно к продвижению своего бренда в Инстаграме подошла компания Mazda Motor Corporation. В декабре 2013 года в своем аккаунте она запустила промо-кампанию нового автомобиля Mazda3. В течение четырех месяцев компания выкладывала картинки или видеозаписи о приключениях «красной машинки». В итоге разрозненные детали сложились в одну историю, собравшую более 3 500 подписчиков – потенциальных покупателей Mazda3.
Что посеешь, то и пожнешь
После того, как группа создана и в ней есть подписчики, пора приступать к продвижению. Основные способы:
- посевы в тематических сообществах;
- таргетированная реклама.
Посев в тематических сообществах – это не реклама в чистом виде, так как информацию о компании пользователи получают не из контекстных объявлений, а из сообщений в популярных группах, на которые они подписаны. Обычно для посева рекламодатели выбирают тематические сообщества, в которых представлена интересующая их аудитория.
Выбирая сообщества под посевы, нужно внимательно знакомиться со статистикой группы. При этом не стоит основываться лишь на данных о количестве подписчиков. Не исключено, что половина из них - боты. Наглядно число пользователей сообщества, которые в перспективе смогут ознакомиться с вашей рекламой, продемонстрирует такой показатель, как охват рекламного поста. Именно на него нужно обращать внимание.
Таргетированная реклама – это объявления, нацеленные на определенные группы пользователей, выделяемые на основании их анкетных данных или поведения в социальной сети. Используя таргетированную рекламу, можно создавать индивидуальные объявления для разной аудитории, учитывая ее возраст, пол, образование, интересы. Сейчас социальные сети научились таргетировать аудиторию, используя номера мобильных телефонов.
Какое-то время назад в социальных сетях были популярны вирусные конкурсы, одним из условий участия в которых была обязательная подписка на группу или размещение репоста. Но сейчас подобные призывы оказались вне закона. Соцсети считают, что вирусные конкурсы не приносят ничего, кроме искусственной накрутки активности. К группам присоединяется большое число «призоловов», не имеющих никакого отношения к ЦА бизнеса.
В «ВКонтакте» подобные конкурсы уже ограничены, социальная сеть рекомендует: «При проведении рекламных акций в сообществах коммерческой или развлекательной тематики мы советуем не пользоваться подобными «накруточными» условиями (поставь «лайк», сделай репост, пригласи друзей) с виртуальными объектами нашего сайта в качестве призов: голосами, подарками, наборами стикеров. Конкурсы должны быть интересными и творческими, а в качестве призов лучше использовать товары и услуги вашей компании. Это привлечет в ваше сообщество действительно заинтересованных в нем пользователей». Получается, что запрет можно обойти. Например, если ваш магазин продает платья, сделайте в конкурсе призом именно платье, и спокойно проводите его.
В Facebok запрет на поощрение пользователей лайкать страницу, а именно на like-gating, будет введен в ноябре.
ОчУмелые ручки
Большинству пользователей кажется, что они и сами легко справятся с продвижением группы в социальных сетях. И в некоторых случаях это действительно так. Раскрутить группу самостоятельно можно, если:
- у вас есть время;
- вы умеете создавать интересный контент;
- пишете интересные посты;
- грамотно оформляете репосты.
Имея все эти навыки, вы сумеете продвинуть сообщество лучше, чем рекламное агентство. Ведь любовь к своему делу вдохновляет на эмоциональные посты, а именно на них лучше всего реагируют пользователи.
Однако и в работе с рекламным агентством есть ощутимые преимущества. Над проектом будет трудиться целая команда профессионалов: редактор, контент-менеджер, дизайнер, аналитик. Обычно у рабочей группы накоплен значительный опыт в продвижении и в ее активе больше креативных решений, которые могут принести результат.
Но если речь идет о небольшом бизнесе, то идти в агентство нет смысла: стоимость привлечения одного клиента может оказаться слишком высокой.
Вам обязательно ответят
Конечно, популярность сообществ зависит от их наполнения. Важно соблюдать баланс и не перегружать читателей слишком большим числом публикаций рекламного или специфического характера. Однако и уподобляться развлекательным сообществам не стоит, тем более, если ваша цель - продвижение бизнеса. Мы рекомендуем следующие пропорции: 60% познавательно-развлекательного контента и 40% контента, посвященного вашему бизнесу. Публикуя интересные около тематические посты, помните, что банальный перепост не прибавит вам читателей - переписывайте, переделывайте, готовьте новые визуальные материалы.
Особое внимание уделяйте подаче. Она напрямую зависит от специфики соцсети, в которой пост будет размещаться. «ВКонтакте», где проводит время молодежь, администраторы сообществ общаются с пользователями свободно и раскованно. А вот возрастной аудиторией «Одноклассников» такой подход будет воспринят скорее негативно.
Не пренебрегайте общением с подписчиками. Для них важно знать, что вы цените их мнение, прислушиваетесь к советам, рады их участию. Попробуйте проводить опросы по информационным поводам, касающимся тематики вашей группы. Задавайте развернутые вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет». Обычно, если в неделю в сообществе публикуется пять-шесть постов, один из них подразумевает открытый диалог.
Краткость – сестра таланта. И ведение группы в соцсетях это как раз тот самый случай. Не путайте свое сообщество с корпоративным сайтом. Подписчики не будут читать посты на несколько тысяч знаков, оптимальная длина поста в соцсетях - 100-120 знаков.
Пользователи социальных сетей любят фотографии и инфографику, но не стоит злоупотреблять этими инструментами и, к примеру, публиковать картинки, которые вы уже встречали в нескольких группах. Какими бы веселыми или актуальными они не были, пользователи могут уйти из сообщества: зачем оставаться в нем, если весь контент десятки раз показали другие группы.
Не менее избирательно стоит подходить и к публикации видеороликов. Видеоконтент, конечно, имеет успех, но только на специализированных площадках, таких, как Youtube. В социальных сетях пользователи тоже смотрят видео, но предпочитают короткие ролики, длящиеся не более 1,5 – 2 минут.
И не забудьте о времени - считается, что в «ВКонтакте» подписчики наиболее активны в дневное и вечернее время, в Facebook - в дневное. Самым активным днем принято считать среду.
Социальные сети до сих пор – отличная платформа для коммуникации бренда с конечным потребителем, они воспитывают лояльность аудитории и приводят новых покупателей. Поэтому не бойтесь, экспериментируйте, пробуйте новые подходы и продвигайте.
Автор: Екатерина Плакунова, руководитель направления SMM и управления репутацией Kokoc.com (Kokoc Group)
Фото: Shutterstock
Свежие комментарии