
Г-н Дерипаска этой весной неожиданно для многих оказался вдруг лицом особо приближенным к Темнейшему, по версии американцев. А ведь еще пять лет назад его называли глубоко аполитичным и, как не странно, выказывал он в беседе с репортером Financial Times однозначно антикремлевские взгляды.
Относительно приговора участницам панк-группы Pussy Riot, которых отправили в тюрьму за «панк-молебен» в церкви.
Это дело, подчеркивает несостоятельность российского правосудия: если бы оно «работало, как следует», женщины получили бы 15 дней общественных работ. Вместо этого их надолго арестовали, и системе пришлось оправдывать это, проведя над ними суд. Как он выражался тогда, «кому-то было нужно прикрыть задницы».«Российская правоохранительная система так сильна, что будет защищать себя до последней пули», - говорит он, добавляя, что российская служба безопасности ФСБ сейчас «вдвое больше» советского КГБ.
Он нападал на крупные российские банки и на органы кредитно-денежного регулирования, которые обвинял в подрывающем деловую уверенность завышении процентных ставок. В этом отношении его можно было понять – «Русал» был в то время весьма обременен долгами.
По мнению г-на Дерипаски, необходимо реформировать и перестроить российскую банковскую систему. Он считает, что банковский сектор слишком сильно сконцентрирован. Всего пять российских банков выдают 72% всех кредитов, причем в основном эти банки принадлежат государству. Кредитование для малого бизнеса затруднено – кредиты выдаются обычно на три года под 15%. Иллюстрируя это, он приводит в пример хорошо ему известные сибирские города, восемь лет назад в Красноярске или Иркутске, было, по его словам, по пять-шесть местных банков, поддерживавших местную строительную отрасль, сельское хозяйство, легкую промышленность и так далее. Однако их вытеснили крупные государственные банки – такие, как Сбербанк и ВТБ, - и в результате сибиряки теперь вынуждены отправляться в Москву за каждым кредитом, превышающим 10 миллионов долларов.
Он критиковал Газпром за то, что тот «концентрируется на своем бизнесе на Западе» (т. е. в Европе) в ущерб быстро растущим азиатским рынкам. Выход, по его словам, заключается в том, чтобы раздробить компанию на две разные структуры, одна из которых будет традиционно фокусироваться на Западе, а вторая на востоке России с его огромными газовыми резервами и нехваткой инвестиций. Крамольные взгляд, когда президент прямо выступал против дробления газовой монополии!
На перспективы искоренения взяточничества в России г-н Дерипаска смотрел пессимистически. «Для борьбы с коррупцией не хватит места в тюрьмах», - говорил он.
Путина в интервью он прямо не ругал, но высказывал большие претензии относительно неконкурентной политической системы в России. Делал ритуальные поклоны в отношении западных демократий и восхищался превосходным деловым климатом в США, в качестве иллюстрации приводя «пятилетку» растущих биржевых индексов.
В общем, ругал Россию и расшаркивался перед Западом. По-другому, впрочем в интервью Financial Times и быть не могло – Дерипаска, как и другие крупные бизнесмены, всегда очень хотел понравиться западным банкирам, от кредитов которых он очень зависел. Ну и в целом правительствам западных стран.
Прошло пять лет, и вот он, неожиданно для многих вдруг становится одним из самых приближенных к В.В. Путину олигархов. Ирония судьбы. Хотя причины этого понятны, Трампу просто нужно было нужно ввести санкции против России. И нужно было нанести удар по экспорту алюминия в страну. Он просто решил совместить приятное с полезным. И журналисты, которые восхваляли Дерипаску, его клеймят. Удивительно!
Еще более удивительно то, что западная журналистика в целом страдает амнезией в тяжелой форме. Она не помнит не то, что события пятилетней давности, иногда и два года для нее – бездна времени. Приведу один пример. В 2002 году приснопамятный ЮКОС заканчивает перевод своих дочек – Томскнефти, Варьергарнефтегаза и других на единую акцию. Вообще подобные процессы для западного бизнеса проходят очень тяжело, инвесторы на таких операциях имеют с бизнеса три шкуры, зарабатывая себе на хлеб с маслом и икрой. В случае с Ходорковским все происходит иначе, пользуясь прикормленными судами, прессой и коррумпированными органами власти он железной рукой выкручивает руки инвесторам, буквально разоряя их – в процессе перехода на акцию ЮКОСА он скупал пакеты бумаг иногда в 20 раз дешевле их рыночной стоимости. Западная пресса разве что антихристом его не называет. Он обломал Кеннета Дарта, которого иначе как инвестором-стервятником не называют. Ходорковского называют самым отвратительным персонажем в российском бизнесе, против него выступают публичные лица Вашингтона.
Проходит два года и неожиданно всесильный олигарх впадает в немилость власти и его арестовывают. И тут же западная журналистика встает горой за Ходорковского. Они ему чуть-ли не нимб и ангельские крылышки не рисуют. Те-же издания, что называли его вчера исчадием ада, сегодня изображают безвинным мучеником, борцом за демократию и противником кгб-шной клики Путина!
Вот такие забавные превращения в западной прессе с нашими олигархами иногда приключаются.
Свежие комментарии