На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 289 подписчиков

Свежие комментарии

  • Meerflieger
    Говорящая фамилия... Шакалене...🤔😉😃«Не будем ждать!»...
  • Вячеслав Кормилицын
    Ну насакомые, обыкновенные насекомые.«Не будем ждать!»...
  • Roman Resser
    Довиле Шакалене ... глупая баба, уверовали в сильную и непобедимую Литву. Дура, у вас территория меньше, чем дача у Ш...«Не будем ждать!»...

Торговые войны - первые эффекты

Торговые войны, инициированные США с начала 2017 г., – результат накопленных в мировой торгово-экономической системе структурных проблем. Во-первых, выгоды от глобализации распределяются неравномерно между развитыми и развивающимися странами, квалифицированной высокооплачиваемой и неквалифицированной низкооплачиваемой рабочей силой; усиливается неравенство в развитых странах.

Во-вторых, многосторонняя торговая система функционирует по правилам, сформированным развитыми странами в конце XX века, в то время как позиции развивающихся стран с тех пор значительно укрепились. В-третьих, изменился характер региональной экономической интеграции: на смену расширению и усложнению торговых соглашений приходит активизация двусторонних договоренностей.

Происходящие процессы пока слабо влияют на Россию. Однако в дальнейшем можно ожидать усиления негативных эффектов, в частности, для российской металлургии.

Почти одновременно со вступлением Дональда Трампа в должность президента США были предприняты первые действия, во многом определившие будущую торговую политику страны, включая выход из Транстихоокеанского партнерства, отказ от поддержки ВТО и курс на реформирование уже действующих соглашений. К декларируемому перечню ключевых задач, на решение которых направлена новая торговая политика США, относятся:

  • защита интересов американских производителей на внутреннем рынке;
  • перенос производственных мощностей на территорию США и увеличение числа рабочих мест внутри страны;
  • сокращение дефицита торгового баланса с крупнейшими партнерами США;
  • сдерживание экономического развития Китая;
  • реформирование ВТО.

Подобная постановка задач, вместе с дальнейшим переходом торговой войны в открытую стадию, объясняются преимущественно накоплением структурных проблем в мировой торговой системе.

Во-первых, это неравномерное распределение выгод от глобализации между развитыми и развивающимися странами, квалифицированной высокооплачиваемой и неквалифицированной низкооплачиваемой рабочей силой, усиление неравенства в развитых странах.

Во-вторых, почти неизменными остаются правила функционирования многосторонней торговой системы, сформированные преимущественно развитыми странами в конце XX века. С этого времени, однако, позиции развивающихся стран значительно укрепились. Наиболее показательный пример – Китай. Несмотря на лидирующие позиции в международной торгово-экономической системе, Китай остается в статусе развивающейся страны, что дает ей право использовать специальный и дифференцируемый режим, предоставляющий, например, льготные периоды имплементации соглашений ВТО и соответствующих обязательств. Для сравнения следует отметить, что Россия имеет в ВТО статус развитой страны.

Наконец, в-третьих, меняется характер региональной экономической интеграции. Если последнее десятилетие страны стремились к расширению и усложнению торговых соглашений, то сейчас велика вероятность возвращения к двустороннему формату договоренностей, когда заключается множество соглашений вместо одного, что, в свою очередь, ведет к увеличению числа правил, которым нужно следовать.

По состоянию на сегодняшний день можно выделить три сферы, в которых разворачиваются торговые войны: сталь и алюминий; трансфер технологий; автомобилестроение.

Металлургический фронт торговой войны

В открытую фазу торговая война перешла в марте 2018 г. Президент США подписал указы о повышении ставок таможенных пошлин на сталь и алюминий до 25 п.п. и 10 п.п. соответственно. В расследованиях министерства торговли США по стали и алюминию угрозу национальной безопасности связали с закрытием американских металлургических заводов, существенным снижением занятости в отрасли, превышением импорта стали и алюминия над экспортом. В качестве основной причины избытка предложения стали на мировом рынке было указано ее перепроизводство в Китае. Следом за подобным шагом ряд стран – членов ВТО, включая Китай, Мексику, Турцию, ЕС, Канаду, Россию и Индию, ввели балансирующие ответные меры. Помимо этого, некоторые страны были вынуждены ввести защитные меры, что было вызвано возросшим импортом стали и алюминия. В августе 2018 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) инициировала специальное защитное расследование в отношении импорта металлопроката в ЕАЭС по заявлению трех российских компаний (НЛМК, ММК и "Северстали"). По итогам расследования с 1 декабря 2019 г.со стороны ЕАЭС вступит в силу защитная мера (тарифная квота сроком в 1 год) в отношении горячекатаного проката.

Торговые ограничения как следствие претензий США по трансферу технологий

В рамках второго направления торговой войны, вызванного претензиями США к Китаю в отношении трансфера технологий, напрямую задействованы две страны. В августе 2017 г. по запросу Трампа USTR (United States Trade Representative – Торговое представительство США) инициировало расследование, которое пришло к следующим выводам:

  1. Законодательство КНР, по сути, делает крайне затруднительным привлечение китайских компаний к ответственности за утечку импортированных технологий;
  2. Патентный закон КНР позволяет регистрировать "улучшения", вносимые китайскими компаниями в иностранные технологии в качестве изобретений, что в итоге означает кражу технологий;
  3. Закон КНР о совместных предприятиях позволяет китайской стороне по окончании действия соответствующего договора продолжать использовать технологии.

Для борьбы с "несправедливыми практиками" Китая США повышали тарифы на китайский импорт, КНР, в свою очередь, повышала тарифы на ввозимую из Соединенных Штатов продукцию. В настоящее время ограничения охватывают почти всю двустороннюю торговлю. Согласно данным USTR1, экспорт Китая в США за 2018 г. составил 557,9 млрд долл., экспорт США в Китай – 179,3 млрд долл. Что касается последствий уже введенных торговых ограничений, то среди них в качестве основных можно выделить следующие:

  • основные бенефициары торговой войны – это отрасли США с преобладанием низкоквалифицированного труда (черная и цветная металлургия, добывающая промышленность). Почти все остальные отрасли и в мире, и в КНР (за исключением, возможно, растениеводства) проигрывают либо выигрывают незначительно;
  • в результате принятых решений торговые потоки будут перераспределяться с направления "США–КНР" на направления "США–остальной мир" или между остальными странами мира, однако в целом масштабы торговли уменьшаться;
  • общее влияние на мировую экономику – слабо негативное (по нашим подсчетам, потери мирового ВВП около 80 млрд долл. ежегодно); однако в дальнейшем оно может быть усилено;
  • в перспективе торговая война может способствовать переносу производства американскими компаниями из Китая либо в другие страны (Вьетнам, Таиланд, Камбоджа, Коста-Рика, Мексика), либо в США;
  • декларируемые Трампом цели достигаются лишь частично: влияние на экономический рост в США почти нулевое; торговый баланс с КНР улучшается несущественно, а с остальным миром – практически не меняется (как результат введения взаимных ограничений – на 25–30 млрд долл.). При этом страдают, хотя и незначительно, высокотехнологичные секторы американской экономики (прежде всего производство автотранспорта, металлических изделий, электроники, химическая промышленность);
  • влияние происходящих процессов на Россию пока слабое; в дальнейшем возможно как освобождение ниш для российской продукции, так и, наоборот, усиление конкуренции. Помимо прямых негативных последствий от повышения США ввозных таможенных пошлин на сталь и алюминий, в перспективе можно ожидать усиления негативных эффектов от торговых войн для металлургии, в том числе российской.

Автомобилестроение – новое ожидаемое направление торговых войн

Еще в мае 2018 г. министерство торговли США инициировало расследование в отношении импортируемых автомобилей и деталей по тому же разделу 232 Закона "О расширении торговли", что использовался для введения дополнительных пошлин на сталь и алюминий. Результаты расследования еще не опубликованы, однако, согласно предварительным данным, они могут привести к повышению тарифов на 25 п.п. в отношении импортных автомобилей и деталей для них. От будущих ограничений пока избавлены только Мексика и Канада. В дополнении к тексту USMCA (United States–Mexico–Canada Agreement – соглашение между Соединенными Штатами Америки, Мексиканскими Соединенными Штатами и Канадой) США согласились исключить определенные объемы экспорта канадских и мексиканских автомобилей и их частей из сферы применения любой будущей меры, введенной в отношении других стран. Ожидается, что под ударом потенциальных мер окажутся прежде всего производители из ЕС и Японии. Пока введение дополнительных пошлин отложено.

США намерены продолжить введение ограничительных мер в отношении китайских товаров, инициировать потенциальные ограничения в отношении поставляемых автомобилей, пока не просматриваются варианты разрешения спора по металлам. А значит, совсем скоро может начаться новый виток торговой войны.

Эксперты
РАНХиГС

Ссылка на первоисточник
наверх