Центр развития НИУ-ВШЭ опубликовал новый доклад о состоянии и перспективах российской экономики.
Периодический обзор экспертов «вышки» под названием «Комментарии о государстве и бизнесе» за 20 сентября - 3 октября имеется у нас в редакции. Аналитики прогнозируют дальнейший переход от стагнации к полноценной рецессии.
«В начале октября динамика цен на нефть, курса рубля и инфляции ухудшилась, пробив психологически важные отметки. Важно, что именно по этим показателям судят о состоянии экономики обычные граждане, то есть от них зависит потребительское и сберегательное поведение и ожидания населения», - говорится в обзоре ВШЭ.
Цена на нефть марки Brent упала до 92 долларов за баррель. Эксперты объясняют падение цен на «черное золото» снижением спроса со стороны США и Китая, а также наращивание добычи нефти в Ливии и Ираке. Дополнительным фактором снижения выступает старт экспорта нефти из США. Тем не менее, нисходящий тренд на мировые цены на нефть может закончиться уже после ноябрьской сессии ОПЕК, где страны планируют обсудить сдерживание падения цен на нефть.
Снижение цен на нефть крайне негативно сказывается на российской экономике. В проекте бюджета на 2015-2017 года базовая заявленная цена на нефть составляет $96 за баррель. Эксперты ВШЭ отмечают, что текущая ситуация с мировыми ценами на «черное золото» заставляет власти пересматривать свою экономическую политику: страна перейдет от накопления резервов к расходованию резервов – это в частности уже отображается в заявлениях об изменениях в бюджетном правиле и формировании Резервного фонда.
«Ускорение девальвации рубля, который к настоящему времени обесценился до уровней 40 руб./долл. и 50 руб./евро связано с динамикой нефтяных цен лишь отчасти. Устойчивость платежного баланса в последнее время страдает по всем направлениям. Ухудшение структуры экспорта, в том числе под воздействием западных санкций, сопровождается снижением доверия инвесторов, ограничением доступа к ресурсам и соответственно усилением оттока капитала», - отмечают аналитики ВШЭ.
Центр развития также отмечает, что объем собственных международных резервов Центробанка не превышает 300 млрд долларов, такие объемы не позволят национальному регулятору проводить масштабные валютные интервенции, чтобы смягчить падение рубля. Переход же к плавающему курсу рубля чреват повышенной волатильностью национальной валюты из-за высокой зависимости рубля от цен на энергоресурсы.
Экономисты также констатируют, что по итогам сентября «ослабление рубля и российские встречные санкции» разогнали инфляцию до 8% в годовом выражении. В том числе рост продовольственной инфляции с исключением сезонного фактора ускорился с 0,4% в июле до 0,9% в августе и 1,6% сентябре, «особенно выросли цены на подсанкционные товары».
Практически при любом сценарии, кроме роста цен на нефть свыше 100 долл./барр. Экономисты ВШЭ ожидают в 2015 году продолжения девальвации. По итогам 2014 года Центр развития прогнозирует инфляцию на уровне 8,5%, что на 1% превышает официальный прогноз правительства.
Вчера президент России Владимир Путин подписал закон, согласно которому с 1 января 2015 года российский бюджет будет пополняться за счет нефтегазовых доходов, которые раньше должны были идти в Резервный фонд. Это решение принято, чтобы сократить дефицит бюджета на грядущие годы.
Бюджетное правило определяет максимальный уровень расходов (в 2014 году 1% ВВП) российского бюджета, основываясь на ценах на нефть. Бюджетное правило является способом стерилизации нефтегазовых доходов бюджета с помощью формирования специальных бюджетных фондов.
Прогнозы федерального бюджета строятся на основе цен на нефть, за базовую цену взята средняя цена на нефть за установленный промежуток времени ($96 за баррель). Доходы, которые превышают прогноз, отправляют в Резервный фонд. После того, как сумма, перечисленная в Резервный фонд, превышает пороговое значение (в 2014 году это 7% ВВП), средства перечисляют в Фонд национального благосостояния.
Изменения в бюджетном правиле и формировании бюджета вызваны резким снижением российских экономических показателей и направлены на снижение внешних государственных заимствований.
Объем Резервного фонда, по данным министерства финансов, на 1 октября 2014 года составляет 3 544,83 млрд. рублей. Объем Фонда национального благосостояния - 3 276,79 млрд рублей.
Ранее в правительстве сообщили, что власти будут пересматривать все государственные и социальные программы, чтобы сократить расходы. «Проведем анализ всех действующих госпрограмм на предмет анализа расходов, насколько они в нынешних условиях оправданы, насколько они влияют на экономический рост, и будем предлагать либо перераспределить часть ресурсов госпрограмм, либо отказаться, и в нынешних новых условиях увеличить антикризисный резерв», - заявил министр финансов Антон Силуанов на прошлой неделе.
В середине сентября правительство одобрило проект федерального бюджета на 2015-2017 годы. По словам Силуанова, правительство поддержало почти все предложения Минфина по оптимизации бюджета, кроме отмены фиксированных выплат к страховой пенсии. В проекте бюджета не предусмотрено введение дополнительной налоговой нагрузки, в частности, отказались от широко обсуждаемого возвращения налога с продаж, но в то же время принято решение отменить порог по величине зарплат для уплаты взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил тогда, что России нужен другой баланс бюджета, при котором доля расходов на экономику, образование и здравоохранение будет выше, чем траты на оборону и трансферт Пенсионному фонду.
Фото: Shutterstock
Свежие комментарии