На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 231 подписчик

Свежие комментарии

  • Вадим Лебедев
    Что она "несёт"!  Совсем сбрендила в Датском королевстве... Гренландией займись!Премьер Дании при...
  • федор
    Ну ну !!!! Видно много кораблей имеете????Politico: ЕС гото...
  • Владимир Карпов
    Да потому и не прогнули нас, что мы правы !!!Зеленский пожалов...

Можно ли в России создать элитное образование?

Существует такое распространенное заблуждение, что, несмотря на общее падение уровня образования, где-то там существует высококлассное элитарное образование для некой элиты. Мол, настоящее знание спасется благодаря этой самой элите...


Однако, видите ли в чем тут заковыка? Дело в том, что нельзя создать высококлассное образование только для элиты.

Потому что элита точно так же подвергается деформации со стороны общих трендов на оглупление, как и общие массы. Посмотрите на детей элиты. Многие ли из них могут реально отличить Брамса от Верди? Многие ли из них читают в оригинале Камю, Хайдеггера или Блейка? Многие ли знают, чем же отличается СТО от ОТО? Конечно, у них есть все возможности узнать это, но кто вам сказал, что они хотят узнавать это? А все потому, что и они подвержены общим трендам. Да, у них есть возможности получить знания, но нужны ли эти знания детям элиты? Да, они пьют не дешевое пивко в подворотне, а нюхают дорогой кокс. Они не слушают сиротскую попсу, но все равно, как правило, они слушают попсу, просто качеством слегка получше. Они не читают, возможно, Донцову, но их Коэльо или оба Мураками - это та же попса. Вряд ли кто-нибудь из них парится над изучением древнегреческого языка, чтобы почитать в оригинале Аристотеля или Платона.

Вспомните, не зря же Бисмарку приписывают слова именно о школьном прусском учителе, который должен был взрастить не элиту, а общую массу. Вот эти слова, которые на самом деле принадлежат Оскару Пешелю, учителю географии: "Народное образование играет решающую роль в войне... когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем". Но, хотя и сказал их не Бисмарк, однако цитировать он их любил.

Есть такое правило: крепость системы определяется по наиболее слабому его звену. А значит зачет по образованию должен ставиться не по элитному образованию, а по уровню знания двоечника из какой-нибудь Тьмутаракани. Лет тридцать назад, исходя из этого принципа, мы действительно были первыми в мире. Моих знаний закоренелого троечника (Серьезно, в моем аттестате были сплошные тройки, кроме НВП, двух языковых предметов и географии) хватает на то, чтобы спокойно разбираться с ЕГЭшными заданиями. А вот знаний нынешних отличников зачастую не хватает даже на то, чтобы просто правильно понять поставленный им вопрос.

Повторюсь, нельзя сознательно оглуплять общество, не оглупляясь самим. Нельзя, оглупляя общество в целом, создать какое-то отдельное высококлассное образование пусть даже для узкого круга элиты.

Владимир ГЛИНСКИЙ.

наверх