На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 162 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерьян Смогловский
    Дурак. Думками. БогатПольская танковая...
  • Игорь
    Пипец, не мытьём так катаньем, а в итоге танковая дивизия Нато на границе с Россией. Сами айдиоты и других за дураков...Польская танковая...
  • Гарий Щерба
    Западенцы видать и  ВПРЯМЬ  ЁБУ ТРОНУЛИСЬ...??? РОССИЯ и  ТАК ВСЁ ЧТО НАДО ЗАБЕРЁТ.!!!Польская танковая...

Госрегулирование ИТ-отрасли – смертный приговор или рука помощи?

 

Сегодня государство – это крупнейший заказчик для ИТ-отрасли. По разным подсчетам, на долю госзаказов на отечественном ИТ-рынке приходится порядка 85 миллиардов рублей. При этом большую часть составляют поставки оборудования, а остальную (около 30-35%) — софт и услуги. Однако рынок поставок оборудования уже не приносит такого дохода, как пару лет назад.

И основной акцент требований государственных заказчиков также сместился от поставки «железа» к предоставлению услуг по созданию информационных систем, их внедрению, сопровождению и развитию. За последние 5 лет размеры региональных заказов в сегменте ИТ-услуг существенно выросли. Безусловно, это положительная тенденция для отечественной отрасли информационных технологий. 

Существенно вырос и уровень  экспертизы госзаказчиков, в основном за счет специалистов, которые пришли в ИТ-департаменты органов власти из коммерческого сектора. Благодаря этому требования государственных заказов стали более детальными, повысилось их качество. Информатизация госорганов проходит быстрыми темпами: почти в каждом федеральном ведомстве есть своя информационная система, подавляющее большинство регионов также запустили свои системы. Ведутся интеграционные проекты в области госсектора, создаются государственные электронные сервисы как на порталах госуслуг, так и на порталах  ведомств: например, сайт gosuslugi.ru, сервисы подачи налоговой отчетности и отчетности в фонды. Автоматизация госсектора активно развивается именно через систему госзаказов. За счет этих работ продолжается и развитие ИТ-компаний. 

Интенсивный рост автоматизации госорганов построен на законодательной базе, которая стимулирует выполнение ИТ-задач для организации работы и предоставления ее результатов. Есть несколько основных законодательных актов, регулирующих эти процессы. Федеральный Закон № 210 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требует организовать предоставление госуслуг через Многофункциональные центры (система «Одно окно») и порталы государственных региональных и муниципальных услуг.  Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 ставит четкие показатели эффективности по процессу предоставления сервисов в электронном виде для граждан. Есть еще ряд других распоряжений и приказов по ведомствам, которые входят в общую правовую базу. Все они создают нормативное поле, в рамках которого различные ведомства должны реализовать ИТ-проекты и обосновывать затраты на автоматизацию своей деятельности. Перечисленные выше законы и указы, фактически, требуют проведения автоматизации работы федеральных, региональных и муниципальных органов. Объявление требований к порядку работы и степени информатизации ведомств через законодательство и контроль исполнения подобных распоряжений – мощнейший стимул для развития ИТ-составляющей в госструктурах. 

В марте этого года Министерство связи и массовых коммуникаций подготовило и направило на согласование в Правительство РФ проект Постановления о преференциях отечественного программного обеспечения при закупке госорганами. Согласно предложению Минкомсвязи, будет создан реестр отечественного программного обеспечения, позиции из которого предлагается госзаказчикам включать в закупку при подготовке конкурсной документации. Если для работы потребуется иностранный софт, то госструктура должна будет обосновать в тендерной заявке причины такого решения. Несомненно, данная инициатива направлена  на поддержку отечественных компаний. Однако если Постановление будет принято, то практика применения его норм может создать больше трудностей для ИТ-отрасли, чем положительных эффектов. Новые требования к подготовке конкурсной документации госзаказчиками могут привести к задержке объявления государственных конкурсов, соответственно, финансирование работ в 2015 году может начаться позже либо не начаться вовремя. Есть риск, что ИТ-рынок не получит достаточного количества средств, что при текущей финансово-политической ситуации может привести к стагнации ряда некрупных ИТ-компаний и снижению объема ИКТ-рынка страны в целом. Но есть и неоспоримый плюс у этого проекта: он вводит четкие критерии определения отечественного программного обеспечения, которые ясно показывает позицию государства и регулятора отрасли в области поддержки отечественных разработчиков. Но поддержки в виде ограничения закупок иностранного ПО недостаточно. На мой взгляд, если не принимать других мер, преференции в закупках для отечественного ПО могут привести не к стимулированию развития рынка ИТ, а к снижению качества ПО и, соответственно, стагнации нашего ИТ-рынка. 

Еще одна идея, активно продвигаемая Минкомсвязью, — использование госорганами свободно распространяемого программного обеспечения и решений, созданных на его базе. В декабре была утверждена стратегия региональной информатизации. В этом документе есть прямые указания на то, что заказчикам необходимо отдавать предпочтения отечественным или СПО-решениям. Аналогичные призывы все чаще можно услышать и в выступлениях различных представителей власти.  Эти активности направлены на снижение объемов закупки импортного ПО, однако одних ограничительных мер недостаточно для того, чтобы развивать отечественную ИТ-отрасль. Ограничения могут отрезать нас от инноваций глобального рынка, в результате чего наши решения будут гораздо слабее. Нужен комплекс мер по развитию ИТ-отрасли страны. 

В этой сфере хороший опыт у Израиля: там государство сконцентрировано, прежде всего, на создании инфраструктуры и экосистемы для существующих и возникающих новых бизнесов в сфере ИТ, принимает необходимое законодательство для защиты авторских прав, упрощает открытие ИТ-компаний, предоставляет налоговые рассрочки для новых проектов и организаций. Государство способствует «посеву» новых проектов и бизнесов в ИТ-сфере, после чего не вмешивается в их развитие, позволяет рынку отобрать наиболее успешные и интересные новые решения. И затем именно государство активно помогает продвигать разработки израильских ИТ-компаний на мировом рынке через сеть более чем 40 своих торговых представительств по всему миру. Представительства организовывают дни технологий, знакомства местного рынка с ИТ-наработками своих компаний и способствуют установлению бизнес-контактов. 

Если перенимать опыт, а я считаю что это необходимо, то нужно действовать сразу по двум направлениям. Во-первых, строить ИТ-экосистемы, что приведет к  появлению новых компаний или предложению существующими компаниями новых решений. Во-вторых, создать сеть торговых представительств в посольствах России по всему миру по программе продвижения отечественных ИТ-компаний и ИТ-решений. 

 В данном подходе к развитию ИТ-отрасли страны нет ограничительных мер. Он направлен на стимуляцию активности новых и существующих компаний по созданию конкурентоспособных предложений на мировом рынке. Ключевой фактор успеха подхода Израиля – получение ИТ-решений, востребованных на мировом рынке, а не только среди внутренних заказчиков. 

Также нужно понять, чего не хватает в нашей системе развития ИТ-рынка, в этом нам снова поможет израильский опыт. Считаю, что необходимо внедрить в практику регулирования рынка правовую часть с преференциями для новых ИТ-компаний и стартап-проектов, «академию» – образовательные программы в вузах по линии Министерства образования и коммерческих учебных заведений. Можно построить и предложить по низкой стоимости инфраструктуру таким компаниям (офисы, оборудование, каналы связи), стимулировать инвестиции за счет льгот и гарантий, привлечения внимания инвесторов к интересным темам. Конечно, для этого потребуется большая работа на законодательном уровне по направлениям налогового, финансового, образовательного регулирования в отрасли ИТ и связи. Нужен план мероприятий или правительственная программа с участием сразу нескольких ведомств и единым заказчиком в лице конкретного руководителя из Правительства высокого ранга. 

Сейчас государство идет по самому простому пути: принимает ограничительные меры. Если этот сценарий будет развиваться, т.е. продолжится ограничение закупок, доступов к нашему рынку, усложнение конкурсных программ, и другие меры не будут приниматься, положение ИТ-отрасли в России может ухудшиться. Если же государство хочет протянуть руку помощи ИКТ-сектору, то нужно перенимать успешный опыт Израиля, развивать продажи отечественного ПО и ИТ-услуг через наши посольства там, где есть политические связи. Это нужно делать уже в 2015 году, тем более что курс рубля повышает нашу конкурентоспособность на мировом рынке. Только выход на рынки других стран позволит нам получить «скачок» в развитии отрасли. Понятно, что на рынки США и Европы нас не пустят, там давно и плотно все поделено. Однако мы еще можем успеть выйти с отечественным ПО и услугами на рынки Азии, Африки, Латинской Америки.  

Автор: Дмитрий Васильев, партнер AT Consulting, директор практики региональных проектов

Фото: Shutterstock

Картина дня

наверх