Это мы помним еще из школьных учебников истории: "На втором этапе войны (с октября по декабрь 1812 года) наполеоновская армия сначала маневрировала, стремясь уйти на зимние квартиры в неразорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами". Но был ли мороз?
Первым против этого мифа выступил активный участник той войны знаменитый Денис Давыдов, который в 1835 году в своей книге " Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году? " писал следующее: " Итак, во все время шествия французской армии от Москвы до Березины, то есть в течение двадцати шести дней, стужа, хотя и не чрезвычайная (от двенадцати до семнадцати градусов), продолжалась не более трех суток, по словам Шамбре, Жомини и Наполеона, или пяти суток, по словам Гурго".
Причем гораздо более суровые морозы французы пережили в 1795 году в Голландии, в 1807 году во время Эйлавской кампании, продолжавшиеся около двух месяцев сряду, и в 1808 году в Испании среди Кастильских гор. И кстати, Наполеон покинул Москву 19 октября. Помилуй Боже, какие морозы в это время?
Но самое занятное, что если бы мы умели внимательно читать тот же школьный учебник, то могли бы и сами заметить, что не все так очевидно. Помните рассказ о том, как Наполеон, убегая из России с остатками армии, 26 и 27 ноября 1812 года переправлялся через реку Березину через наведенные в спешке мосты? Но помилуйте - о каких таких жестоких морозах, сгубивших целую армию, идет речь, если реку Березину лед даже не сковал?
И вот воспоминания одного французского офицера:
"Река эта, которую некоторые воображают гигантских размеров, на самом деле не шире улицы Рояль в Париже перед морским министерством.
Более того зима наступила в том году позже обычного и была довольно теплой. Об этом в один голос говорят все участники той компании - как русские, так и иностранцы. Генерал Гурго, например, пишет: «Погода была хорошая и стужа умереннее той, которую мы переносили во время кампании в Пруссии и в Польше в 1807 году и даже в Испании среди Кастильских гор, в течение зимней кампании 1808 года, под предводительством самого императора... Что касается до сильной стужи, то меру ее определить можно тем, что Березина не была еще покрыта льдом во время переправы через нее».
Так откуда же взялся этот неубиваемый миф? А виноваты в нем англичане, которые 1 декабря 1812 года издали сатирический листок " Генерал Мороз, бреющий маленького Бони ". Да и сам Наполеон, срочно вернувшись в Париж для набора новой армии, на вопросы, куда делась предыдущая отвечал, что ее убили необычайно сильные морозы.
Владимир ГЛИНСКИЙ.
Свежие комментарии