На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...
  • Искандер
    Ну, к примеру, сынок до невозможности свирепого в болтовне Медведева Илюшенька сильно занят "частными бизнес-проектам...«Его сынок − элит...

В Центральной Азии формируется новый центр притяжения, и это не Россия

На фоне происходящего на Украине и вокруг Тайваня события в иных уголках планеты для многих проходят незаметно. Между тем некоторые из них свидетельствуют о том, что передел международной системы и торговых отношений происходит не только на основных направлениях. В частности, трансформация геополитической реальности идет в Центральной Азии, где наряду с Китаем все большую роль начинает играть Турция, которая стремится закрепить за собой в регионе господствующее положение, в том числе прямо или косвенно за счет России.

Одним из доказательств данного процесса являются участившиеся встречи представителей стран Центральной Азии и Турции. Например, в начале мая турецкий и казахстанский президенты подписали в Анкаре меморандум о стратегическом партнерстве и еще 14 соглашений. В том числе речь шла об упрощении таможенного контроля, военной разведке, информационных технологиях, укреплении транспортно-транзитного партнерства, а также о «более полном использовании» потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, или «Срединный коридор»). Тогда же было заявлено, что страны планируют увеличить товарооборот в два раза – до $10 млрд.

21 июля уже в Стамбуле прошла встреча спикеров парламентов Турции, Пакистана и Азербайджана, по итогам которой была подписана Стамбульская декларация. Согласно ей, страны подтвердили продолжение сотрудничества в сферах, способствующих региональной интеграции, развитию транспорта, торговли и энергетики, а также отношениям между народами, образованию, культурному обмену и туризму. Еще через шесть дней в Баку собрались министры иностранных дел и транспорта Азербайджана, Казахстана и Турции, чтобы обсудить развитие ТМТМ.

2 августа прошла еще одна встреча, которая обещает стать знаковой. В Ташкенте встретились главы МИД, министры экономики, торговли и транспорта Узбекистана, Азербайджана и Турции, которые обсудили множество различных вопросов, начиная от экономического сотрудничества и заканчивая региональной и мировой безопасностью.

Итогом встречи стала Ташкентская декларация, в которой были определены основные приоритеты сотрудничества между тремя странами на ближайшую перспективу. В документе содержаться 14 позиций, по которым Ташкент, Анкара и Баку выразили единство и планируют нарастить сотрудничество. Здесь и «взаимодействие по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес», и «полное уважение территориальной целостности друг друга в пределах их международно признанных границ», и «поддержка в соответствии с международным правом усилиям друг друга против действий, которые угрожают суверенитету и территориальной целостности», а также «продолжение сотрудничества по вопросам, представляющим взаимный интерес, в рамках международных организаций». Помимо всего прочего, участники заявили, что готовы прилагать «совместные усилия для полной реализации потенциала сотрудничества в сферах экономики, торговли, инвестиций и транспорта, включая все виды транспортных и транзитных коммуникаций». Для этого планируется активно использовать возможности железной дороги Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс, включая порты Турции и Азербайджана, а также транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Кроме того, стороны признали важность инициативы Узбекистана по строительству железнодорожной линии Термез–Мазари-Шариф–Кабул–Пешавар и поддержали создание железной дороги Узбекистан–Кыргызстан–Китай. Дополнительно ко всему, как заявил и. о. главы узбекского МИД Владимир Норов, три страны, кроме транзитных функций, планируют сформировать вдоль транспортных маршрутов «производственно-логистические пункты для поставок на внешние рынки продукции с высокой добавленной стоимостью». И все это, если посмотреть на географию стран, должно происходить в обход России, но при непосредственном участии Турции, которая стремительно идет к тому, чтобы стать центром притяжения для стран ЦА.

В частности, Турция стала прилагать серьезные усилия по развитию ТМТМ, который является не просто маршрутом, но целой концепцией глобального мультимодального транспортного коридора, который связывает Китай и Европу, затрагивая Центральную Азию, Южный Кавказ и примыкающие к ним регионы. Он был разработан в 2014 году Казахстаном, Азербайджаном и Грузией с официальной концепцией «возрождения исторического Великого шелкового пути». При этом в связи с начавшимся в тот год санкционным давлением на Россию реальной целью проекта была транспортировка грузов в обход РФ. Именно поэтому идею поддержали Турция и Украина, а среди ассоциированных членов проекта появились логистические операторы из Китая. В результате «Срединный маршрут» стал еще и коммерческой компанией со штаб-квартирой в Нур-Султане, в которой около 20 транспортных и логистических операторов, а также десяток портов.

Частью ТМТМ является уже упомянутая железная дорога Баку–Тбилиси–Ахалкалаки–Карс. Она была открыта в 2017 году, и сегодня никто не скрывает того, что в условиях антироссийских санкций данный участок рассматривается как один из вариантов обхода товарных потоков территории Российской Федерации.

Стоит заметить, что ранее Москва высказывала свой интерес в участии в проекте «Срединного коридора», однако дальше планов дело так и не продвинулось. В РФ долгое время не видели особой необходимости вкладываться в данный проект, тем более что и интерес у Китая к нему был невелик. В Пекине умеют считать деньги, тем более что пропускная способность ТМТМ довольно мала: в 2020 году его оценивали в 200-300 тысяч TEU, что в 20 раз меньше, чем по основному маршруту «Пояса и пути».

Однако нынешние антироссийские санкции вполне могут изменить ситуацию, сделав ТМТМ привлекательным для тех, кто планирует отказаться или сократить сотрудничество с РФ. Так, например, уже поступила финская Nurminen Logistics, которая в марте закрыла представительство в России и заключила контракт с «Казахстанскими железными дорогами». Все это, а также довольно неспешная позиция Москвы по ТМТМ только подталкивает Анкару на более решительные действия, так как в турецкой столице понимают, что другого такого шанса повысить свой статус в регионе, в том числе и за счет снижения здесь влияния Москвы, у нее может и не быть.

Подобное поведение Турции, которая формально выражает свое дружелюбие к России, нельзя считать чем-то необычным. Для Анкары Центральная Азия – это не только важная составляющая торгового пути с Китаем и странами региона, но и часть исторической «ответственности» за расположенные рядом Кавказ, Каспийский и Черноморский бассейны, Балканы, Восточное Средиземноморье и Ближний Восток. Подобные амбиции Анкары уже давно не секрет и даже получили особое название политики неоосманизма. В ее рамках Турция стремится оказывать самое непосредственное влияние на ситуацию в постсоветских государствах Кавказа и Центральной Азии, что, в свою очередь, затрагивает интересы России, Ирана и Китая. И действует Анкара в данном случае самыми разными способами.

Например, наращивает в регионе свое экономическое присутствие, хотя и не такими темпами, как хотелось бы турецким властям, в том числе из-за проблем логистики и отсутствия здесь развитой инфраструктуры. Так, с 2010 по 2020 г. товарооборот между Турцией и центральноазиатскими странами вырос с $5,5 млрд до $ 6,3 млрд, что составляет чуть более 1,5% от общего объема турецкого внешнеторгового оборота. Больше всего Турция торгует с Узбекистаном и Казахстаном – товарооборот с каждой из них превышает $2 млрд. Правда, в списке торговых партнеров этих республик она пока не входит в тройку лидеров. Поэтому неслучайно Анкара так заинтересовалась «Срединным коридором», особенно на фоне проблем России. Не исключено, что Турция станет одним из основных игроков в данном проекте, в том числе и под предлогом поставок в РФ так называемого параллельного импорта.

Можно также вспомнить, что Анкара стремится стать «энергетической биржей» Евразии, монополизировав идущие с востока на запад энергетические потоки. Так, к 2021 году трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан», оператором которого является компания BP, транспортировал в общей сложности более 500 млн тонн нефти с Сангачальского терминала возле Баку в Турцию. Сегодня также разрабатывается проект энергетического коридора Азербайджан – Турция – Европа, который, как заявляют в Баку, смогут завершить к 2025 году.

Кроме того, нельзя забывать и том, что Турция не первый год укрепляет военные и политические отношения со странами ЦА, а в прошлые годы даже была озвучена идея создания «Армии Турана» – военного блока с участием тюркских государств. Укрепление военного сотрудничества между Турцией и центральноазиатскими странами резко усилилось после возобновления Карабахского конфликта в 2020 году. Все это, а также ряд других, не столь заметных, но от того не менее важных действий Анкары, говорят о том, что Турция всерьез решила занять лидирующее место в ЦА, используя для этого как дипломатические и политические методы, так и рычаги социально-экономического и гуманитарного характера.

Политическая интеграция тюркоязычных государств ЦА и Кавказа все еще не завершена. Пока у большинства постсоветских стран региона сотрудничество с Россией остается приоритетом как с точки зрения экономической, так и военной безопасности. Однако это не означает, что нынешняя активность Турции и растущее давление Запада на РФ в обозримом будущем не смогут изменить ситуацию. В этой связи Москве стоит внимательнее отнестись к политике своего азиатского «партнера» и не отказываться в Центрально-Азиатском регионе ни от одного из возможных проектов как политического, так и экономического характера.

В противном случае если не Турция, то Китай или Иран вполне могут здесь полностью перехватить инициативу, что создаст для России серьезные проблемы на восточных границах.

Азиз АБДРАИМОВ.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх